Рабочая программа кружка Книга развития познавательных способностей


Пояснительная записка.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа рассчитана для воспитанников 7 – 8 лет (1 класс)
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса:
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
Формирование положительной «Я - концепции».
Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
Развитие навыков рефлексивных действий.
Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Количество часов Содержание занятия и развиваемые способности Дата проведения занятия
1 1 Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. 2 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 3 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 4 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 5 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 6 1 Изготовление работ в технике рваной аппликации. 7 1 Творческая работа в технике рваной аппликации. 8 1 Совершенствование воображения. 9 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 10 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 11 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 12 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 13 1 Изготовление объёмных поделок из бумаги. 14 1 Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. 15 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 16 1 Совершенствование воображения. 13,01
17 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 20,01
18 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 27,01
19 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 20 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 21 1 Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. 22 1 Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги.
№ занятия Количество часов Содержание занятия и развиваемые способности Дата проведения занятия
23 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 24 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 25 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 26 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 27 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 28 1 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. 29 1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 30 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 31 1 Конструирование. Изготовление простейших многогранников. 32 1 Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. 33 1 Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. Итого: 33 часа Методическое обеспечение.
примерная рабочая программа курса;
поурочные разработки для учителя;
рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение.
материалы для оформления и детского творчества;
наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.