Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу Развивай-ка
Проект занятия
Дата проведения: 26 ноября 2014 года
Место проведения: МОУ «СОШ № 4 им.Ю. А. Гагарина»
Класс: 3 «Б»
Учитель: Бачина Наталья Николаевна
Предмет: «Развивай – ка»
Тема занятия «Поговорим о поведении»
Характеристика темы:
Занятие № 6 , второй год обучения.
Вид занятия: Обобщение и систематизация знаний.
Характеристика группы:
Всего учеников – 13
Мальчиков – 9
Девочек – 4
Характеристика реальных возможностей класса.
Познавательная активность разноуровневая:
Высокий уровень познавательной активности – 4 человека
Средний уровень познавательной активности – 9 человек
Низкий уровень познавательной активности – 4 человека
Целеполагание
Дидактическая цель: убедить детей в необходимости учиться сдерживать свои негативные эмоции; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности
Развивающий аспект: развивать способность переносить способы действия в новую ситуацию, развивать умения анализировать, умение обосновать своё мышление, умение находить варианты возможных решений; развивать артистические способности.
Воспитательный аспект: воспитывать умение вести учебный диалог, с уважением относиться к мнению других, формировать активность учащихся, создавать условия для воспитания культуры поведения и речи.
Задачи:
учить правильно вести себя в различных ситуациях;
развивать внимание, память;
развивать артистизм;
воспитывать аккуратность, правила поведения на занятии.
Структура занятия.
Мотивация учебной деятельности.
присоединение к занятию;
определение темы и целей занятия («Расшифруй фразу»)
Работа по теме занятия.
Основной этап
беседа о несдержанности людей;
работа с тетрадью (« Рисуем по клеточкам»);
продолжение беседы;
инсценировка рассказа Нины Артюховой «Саша – дразнилка»;
беседа по рассказу;
Физкультминутка: игра «Обзывалки»
- продолжение работы по теме
советы для воспитанных детей;
«Стрелка помощница»;
Песня «Улыбка»
Рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов урока.
Форма активизации деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы обучения:
- проблемный;
- объяснительно – иллюстративный;
- самостоятельной работы;
- деятельностный.
Технологии:
- личностно – ориентированные;
- здоровье – сберегающие;
- игровые;
- ИКТ технология.
Средства обучения:
-мультимедиапроектор;
- экран;
- презентация к занятию;
- мяч;
- чайный набор;
- апельсины;
- фартук;
- клеёнка на стол.
Система контроля на уроке
- контроль учителя;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
Ход занятия
Мотивация учебной деятельности.
- Добрый день. Я очень рада встрече с вами на занятии «Развивай – ка»
- Проверь, всё необходимое у вас лежит на столе: цветные карандаши, простой карандаш, ластик, рабочие тетради. -78105320675Задание 1. «Расшифруй фразу». (слайд)
- Предлагаю вам, ребята, расшифровать известную фразу А. Пушкина, которая послужит эпиграфом к нашему занятию. Поможет выполнить задание код. Нужную букву вы найдёте на пересечении столбика с нужной геометрической фигурой и строчкой, как фигура раскрашена. (показать на экране)
Ответ. « Учитесь властвовать собой».
«Учитесь властвовать собой», - говорил А. С. Пушкин. (слайд) Как вы понимаете эти слова? (Старайтесь контролировать себя, сдерживать свои эмоции, вести себя в достойно, не давать волю своим отрицательным чертам характера: грубости, заносчивости, агрессивности.)
- Определите тему занятия. (Поведение людей)
- Да, тема занятия «Поговорим о поведении» (слайд)
2. Работа по теме занятия.
Беседа о несдержанности людей.
Все люди - и взрослые, и дети - иногда приходят в и дают волю своему гневу. Правда, воспитанные люди стараются сдерживаться и срываться как можно реже. Некоторые дети порой так злятся, что совершенно теряют контроль над собой и начинают топать ногами, кричать, плакать, лезть в драку или кататься по полу (слайд), всячески привлекая к себе внимание взрослых и требуя исключительного внимания.
Если бы в один из таких моментов бьющийся в истерике ребёнок смог хотя бы несколько секунд посмотреть на себя со стороны, он бы наверняка испытал чувство стыда за своё отвратительное поведение. Вспомните такие случаи из своей жизни. (Отклик детей.)
Если часто давать волю своему гневу, то несдержанность может перейти в привычку, а это грозит многими неприятностями. Дети не очень-то любят иметь дело со сверстником, который выходит из себя по любому поводу. Есть риск растерять всех своих друзей и остаться одному. Разве об этом вы мечтаете? Попробуйте представить, что вас оставили все ваши друзья. Как бы вы чувствовали себя в таком случае? (Отклик детей.)
Во время приступа гнева некоторые дети похожи на диких зверей (слайд), которых невозможно убедить в неблаговидности их поступка и заставить остановиться, потому что дикие звери не понимают человеческих слов. Существуют меткие высказывания, характеризующие поведение людей в такие моменты: «бросается, как дикий зверь», озверел совсем».
Работа с тетрадью.
Задание 2. «Рисуем по клеточкам».
-Перерисуйте по клеточкам льва - ди71029307612кого зверя (слайд), на которого часто бывают похожи дети в драке. Дорисуйте необходимые детали. Изобразите выражение морды зверя страшным. (Самостоятельная работа. Проверка. Обмен впечатлениями.)
- Давайте прочитаем стихотворение Сергея Батуры (слайд). Подумайте, может ли быть то, о чём говорится в стихотворении.
Знакомый лев
Лев у меня знакомый есть;
Достоинств у него не счесть!
Умеет рисовать красиво,
Приносит яблоки и сливы.
С ним можно в прятки поиграть,
Стихи и сказки почитать.
Лев очень весело поёт
И в зоопарк меня ведёт.
Его ни капли не боюсь,
Не плачу, а всегда смеюсь.
Он говорит: «Привет, малыш!
Десятый час, чего не спишь?»
Не верите? Даю вам слово!
Лев - мой любимый дядя Лёва.
- Правдивая ли описана ситуация? (Да. Потому что Лев – это имя, а не название животного)
Продолжение беседы.
Но даже домашние животные, и те умеют сдерживать свой гнев! (слайд) Например, собаку с раннего детства приучают не кусаться, даже когда ей что-то не нравится. Если бы собаку не воспитывали, она бы поступала согласно своему первобытному инстинкту и кусалась при малейшем раздражении. Но путем последовательной, терпеливой дрессировки от собаки добиваются сдержанности и послушания. Воспитанные собаки очень редко выходят из себя.
А какой злобный и своенравный характер у диких лошадей! (слайд) Вы, наверно, не раз смотрели фильмы про ковбоев и видели, как дикий жеребец взбрыкивает задними ногами и сбрасывает на землю своего наездника. Но практически любой, даже самый неукротимый жеребец если попадет в руки к умелому и опытному объездчику лошадей, вскоре будет беспрекословно повиноваться всаднику (слайд).
Как видите, даже собаки и дикие лошади могут сдерживать свой необузданный характер. А значит, дети и подавно должны уметь это делать, если хотят считаться воспитанными и иметь много друзей.
Одним из отличий человека от животного является умение говорить. Если у вас возникла какая-то проблема в общении с одноклассниками, братом или сестрой, попробуйте спокойно поговорить (слайд), обсудить сложившуюся ситуацию - и проблема наверняка будет решена без всякой драки. Поверьте, это самый лучший способ улаживать конфликты. Не забывайте о том, что вы люди, а не животные, которые хотят съесть один и тот же кусок мяса, и единственный способ для них решить, кому же достанется еда, - это подраться. И мясо, конечно, достанется тому, кто сильнее.
Чтобы вырасти здоровым человеком, психически уравновешенным, нужно уже в детстве научиться правильно реагировать на разные жизненные обстоятельства. Поверьте мне, что в течение жизни каждый из вас испытает чувство обиды, гнева и желания полезть в драку, причем не однажды. Возможно, что драки не удастся избежать и сдержать злословие не представится возможным. Но пусть это происходит как можно реже. Помните, что ссоры, ненависть, злоба не прибавляют здоровья никому, а расшатывают его. Старайтесь избегать ссор, приучайте себя к этому, тренируйте себя. Известно, что здоровье не купишь ни за какие деньги. Давайте его беречь. А учиться сдерживать свои отрицательные эмоции начнём прямо сейчас.
Инсценировка рассказа Нины Артюховой «Саша – дразнилка»
- Сейчас посмотрите небольшую сценку, которую подготовили ребята по рассказу Нины Артюховой «Саша-дразнилка».
Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.
О чём ты плачешь, Лялечка? - спрашивает папа.
Меня Саша дразнит.
Ну и пусть дразнит! А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
Все вы, девчонки, - дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы!
Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
У меня апельсин больше, чем у тебя!
Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся. Тут Саша не выдержал и заплакал.
О чём ты плачешь, Сашенька? - спросила мама, входя комнату.
Меня Лялька обижает! - ответил Саша, всхлипывая. – Я её дразню, а она не дразнится!
Беседа по рассказу.
- Ребята, почему Ляля обижалась и плакала? (Саша её дразнил.)
- Что посоветовал папа Ляле? (Не отвечать тем же.)
- Помог ли совет папы? (Да.)
- Как вела себя Ляля, когда слышала обидные слова Саши? (Спокойно, шутила.)
- Как реагировал Саша, когда Ляля не поддавалась на его провокации? (Сначала удивился, потом начал злиться, а затем заплакал.)
- Чему учит нас этот рассказ? ( не отвечатъ на грубость и обиду тем же, стараться вести себя спокойно, призывать на помощь шутку.)
4.Физкультминутка: игра «Обзывалки» ( слайд)
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, будем называть друг друга разными необидными словами. Подойдут названия овощей, фруктов, грибов, мебели... Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты... редиска!», «А ты... чернослив!» Когда мяч обойдет круг 2-3 раза, обязательно завершим игру комплиментами скажем соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... лапонька!», «А ты... солнышко!»
Продолжение работы по теме.
Советы для воспитанных детей.
- А теперь послушайте несколько советов, которые пригодятся вам в жизни.
Помните, что любовь - самое великое и прекрасное чувство на свете; она знакома не только людям, но и животным. Вы наверняка видели, как мама-утка заботится о своих маленьких утятах, как собака охраняет своих новорождённых щенков. Даже хищные звери нежно и ласково играют со своими малышами. Если вы хотите вырасти счастливыми, уравновешенными людьми, старайтесь (слайд) любить людей, природу, животных - весь окружающий мир.
Ненависть - одно из самых отвратительных чувств. Старайтесь в жизни обходиться без неё (слайд). Если какой-то человек вам неприятен, попытайтесь его понять: может быть, его нужно пожалеть? В крайнем случае, проводите меньше времени с ним, избегайте его компании, но только удержитесь от ненависти. Она очень вредна и разрушительна для здоровья. Никого и никогда ненависть не доводила до добра!
Гнев - тоже нехорошее чувство, оно мешает ясно соображать. В гневе мы можем наделать много глупостей, о которых потом будем сожалеть. Старайтесь (слайд) сдерживать злобу и гнев, когда это только возможно. Если вы научитесь этому сейчас, то вырастете спокойными, приятными в общении людьми и чаще сможете добиваться того, чего захотите, и многие люди станут вашими друзьями.
Не забывайте, что заботиться о своём психическом состоянии нужно ничуть не меньше, чем о сердце, желудке или почках. (слайд) Старайтесь наполнить свою душу любовью и щедростью и не позволяйте развиваться в ней зависти, ненависти и злобе. Тогда и только тогда вам удастся вырасти по-настоящему здоровыми людьми.
Задание Стрелка помощница».
27305334010- В заключение - ещё один совет, о котором следует помнить всегда. Для этого выполним задание 3 (слайд) «Стрелка-помощница». Строго следуя номерам стрелок и их направлению, выпишите из левой таблицы соответствующие буквы, разбейте их на слова и прочтите фразу.
Ответ: Дружба начинается с улыбки.
- Кто вспомнил, откуда эта фраза? (Из песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»)
- Давайте вместе споём эту песню, кто забыл слова, посмотрите на экран. (слайд)
4. Рефлексия занятия.
- Наше занятие подходит к концу. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял …»
4. Подведение итогов занятия.
- Вы молодцы (слайд). Поработали сегодня очень хорошо. Я думаю, что вы последуете всем советам и не будете похожи на диких зверей.
Используемая литература.
1. Л.В. Мищенкова « 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитие познавательных способностей (8 – 9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 196 с. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовой школы). – ISBN 987-5-905279-67-6
2. Л. В. Мищенкова « 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1/ Л. В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: илл. - (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовой школы).