Рабочая программа элективного курса Эссе как жанр литературного произведения для учащихся 11 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено
методического объединения педагогического совета директор школы__________( )
«_____»________20 г. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа элективного курса
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»
11 класс
Программа составлена на основе авторской программы
Н. Л. Карнаух (Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007. – 95 с.)
Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория
Тюменцево г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» для учащихся 11 класса
разработана на основе авторской программы элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» Н. Л. Карнаух, включенной в сборник « Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение». – М., издательство «Дрофа», 2007 г.
Элективный курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» рассчитан на 34 часа в учебный год
Актуальность. Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе.
Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика. В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал. Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.
Цель курса - развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
Задачи:
- актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
- осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.;
- используется конкретный жизненный и читательский опыт развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
- формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
- формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
- демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Виды деятельности: работа с различными литературными, публицистическими, лингвистическими и литературоведческими текстами, нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов, сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему, работа с композиционными приемами эссеистических текстов (сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация), беседа и эссе в форме беседы, анализ сочинений-эссе, анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе, сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе, анализ литературно-критического эссе, написание рецензий по вопросам и по плану, дополнение комментариев к сочинению, анализ эссе разных авторов на одну тему, анализ отрывка из научно-исследовательской работы, работа с фрагментами текстов путевых заметок, воспоминаний о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы, беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры, развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок по типу японских данов, написание сочинения в различных формах эссе: эссе или сочинение в форме письма, эссе в форме очерка, эссе или сочинение в жанре слова, историческое эссе, эссе в форме беседы; создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления, художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся, размышление на заданную тему
Результаты обучения:
В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны:
1 - «Знать/понимать»:
- определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности.
2 - «Уметь»:
- определять «решающую идею» эссе;
- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
- находить средства художественной выразительности, используемые автором;
- видеть эстетическую функцию языка;
- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).
3 – «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-тематический план
№
занятия
Наименование темы занятия
количество часов
1 -2.
Введение теоретического понятия и закрепление
2
3, 4, 5.
Анализ текстов эссе
3
6.
Эссе разных авторов на одну тему
1
7-8.
Эссе и очерк
2
9, 10, 11.
Слово и эссе в форме слова
3
12-13.
Письмо и эссе в форме письма
2
14.
Форма эссе и его языковое воплощение
1
15.
Эссе и беседа
1
16, 17, 18.
Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме
3
19-20.
Стихотворение в прозе и эссе
2
21.
Японские даны - древнейшая форма эссе
1
22
Текст, построенный на сравнении
1
23.
Зарисовка
1
24 - 25.
Литературно-критическое эссе и школьное сочинение
2
26.
Анализ литературно-критического эссе
1
27.
Анализ тем сочинений
1
28-29.
Анализ сочинений-эссе
2
30-31.
Анализ сочинений-эссе на одну тему
2
32.
Анализ сочинения-эссе
1
33.
Анализ исторического эссе
1
34.
Тематика творческих заданий
1
ИТОГО:
34 ч.
Учебно- методическое обеспечение:
Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.
Алексеева Т.В.Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.
Антонова Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2000. №3.
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы// Русская словесность. 2002. № 8.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г.Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001. № 2.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.
Карнаух Н.Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 911 классы. М., 2002.
Карнаух Н.Л.На пути к эссе // Русская словесность. 2001. №3.
Котельникова С. А. Аннотация отзыв рецензия эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
Мешеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
Никитина Е. И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 1999. № 3.
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.
Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре // Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М.. 1997.
Черноземова Е. Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.
Эпштейн М. Н. Эссе об эссе // Опыты Ed. СПб.; Париж, 1994. №1.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 315