Программа элективного курса Эссе как вид творческой работы(10 класс)
Эссе как вид творческой работы»
Автор – Халимоненко Галина Васильевна ,
учитель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и литературы
2015 год
Пояснительная записка
Основой данной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является элективный курс «Эссе как вид творческой работы», разработанный и апробированный мною.
В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Важно разбудить творческое начало в каждом, и оно послужит импульсом к более многогранному развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Я не ставлю перед собой цели сделать учеников писателями. Я просто учу образному видению и логическому осмыслению виденного, учу стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди людей. Последнее, моему мнению, очень актуально для учащихся 9 и 11 классов, осуществляющих выбор профиля обучения, своего жизненного пути.
Программа элективного курса «Эссе как вид творческой работы» рассчитана на учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ. Современный подход к изучению литературы предполагает выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»). На это ориентируют темы выпускных сочинений последних лет, что требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще упоминается эссе. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов, в том числе основного государственного и единого государственного экзаменов.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить новый жанр сочинения, проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе. Поэтому данный элективный курс способствует совершенствованию и развитию важных языковедческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, помогает учащимся оценить свои возможности по русскому языку и литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Курс рассчитан на 36 часов.
Цели курса: освоение жанра сочинения-эссе; развитие умения свободно пользоваться словом, его художественными возможностями; воспитание интереса к предмету «русский язык».
Задачи курса:
· дать представление об особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;
· способствовать формированию умения работать в жанре эссе;
· пополнить словарный запас детей, в который активно войдут новые слова, понятия (эссе, роман-эссе и др.);
· познакомить учеников со специфическими [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сопоставительной работой с разными видами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], презентацией и защитой творческих работ;
· развивать индивидуальные способности учащихся.
Основной педагогической технологией, используемой в обучении, является технология критического мышления..
Элективный курс «Эссе как вид творческой работы» разработан на основе стратегий технологии критического мышления. Каждая из них является стандартным учебным продуктом, в котором включается четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени и зачетная работа, позволяющая фиксировать качество усвоения материала . Полученная информация оформляется в виде мультимедийных презентаций, проектов, таблиц, денотонатных графов , МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ и т.д. . ИСПОЛЬЗУЮТСЯ дополнительные справочные материалы, РАЗЛИЧНАЯ литературА, творческие задания. Курс ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТОЙ.. К курсу прилагаются рекомендации для кураторов (тьюторов) по проведению курса и организации работы над выполнением заданий. Тьютор должен пред каждым занятием напомнить, что изучалось на прошлом занятии, что они должны были запомнить, для чего это нужно. Затем объяснить, что нужно сделать сегодня. В конце занятия – подведение итогов занятия, выполнение тестовых, проверочных заданий, анализ итогов, что получилось, почему что–то не получилось. Тьютор может помочь (используя техники педагогической поддержки) учащемуся при выполнении самостоятельной работы, оформлении результатов.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии девятого класса.
Тематическое планирование курса «Эссе как вид творческой работы»
№
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности
Формы контроля
1.
Знакомство с эссе.
1
Самостоятельное изучение материалов презентации и лекции
Проверочная работа №1, эссе о театре.
2.
История создания жанра
1
Самостоятельное изучение материалов презентации и лекции
Тест по теме №2
3
Особенности жанра эссе
1
Самостоятельное изучение материалов презентации и лекции
Тест по теме №3
Зарисовки на основе ассоциаций.
4
Лабораторная работа :анализ образцов эссе
1
Работа с текстами: В. Розанов «Возврат к Пушкину», Ю. Айхенвальд «Силуэты русских писателей».
Лингвистический анализ текстов.
Лингвистический анализ текстов.
5
Творческая работа№1по эссе в.Набокова «Кэмбридж»
1
Работа со справочным материалом.
Самостоятельная работа
Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста
6- 7
Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами
2
Самостоятельная работа
Зачётная работа: эссе на свободную тему
8
9
10
Отрывок из письма И.С.Тургенева «Полине Виардо»
Сопоставление жанра письма и эссе, написанного в форме письма
Творческая работа №2.Написание эссе.
1
1
1
Сравнение с эссе Г.Гессе «Неотправленное письмо певице»
Работа в группах – денотатный граф
«Выбери пару»
сочинение
11-12
Зависимость эссе от адресата и задач автора
2
13-14
Фазиль Искандер. Эссе и стихотворение «Душа и ум»
2
Знакомство с произведениями и размышления
Сравнительная характеристика
15
Сравнение выбора и образных средств в эссе и стихотворении
1
Сравнительная характеристика
кластер
16
Творческая миниатюра(по выбору)
1
написание
Творческая работа
17-18
Эссе и стихотворения в прозе
2
Сравнение: Дарья Симонова ,отрывок из сочинения и «Как есть»
Сходства и различия
19-20
Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами
2
К. Победин, «Музыка»
Е.Шварц, «Музыка»(Сравнительная характеристика)
таблица
21-23
Анализ литературно-критических эссе
3
Работа с книгой П. Вайля и А. Гениса «Родная речь»
Ментальная карта по одному из эссе
24-26
Литературно-критические эссе, написанные в форме эссе
3
Знакомство со «Словом
О Пушкине) Ф.Искандера и «Словом» А.И.Солженицына
Работа в группах - фишбоун
27
Творческая работа №3.Эссеистическая миниатюра (по выбору: «Снег», «Музыка» и т.д.
2
Творческая работа
28
Анализ работ
1
обсуждение
29-31
Анализ ученических работ как один из этапов обучения эссе
3
рецензирование
комментарии
32-33
Контрольная работа
2
Выбор проблемы из списка современных и написание эссе
сочинение
34-35
Анализ контрольных работ.
2
обсуждение
36
Подведение итогов
1
рефлексия
самооценка
Содержание курса
Тема 1. Знакомство с эссе (1 час).
Повторение понятия жанра. Вводятся понятия «авторская проза», «эссе». Статья М. И Цветаевой «Два слова о театре».
Тема 2. История жанра (1 час)
Рассматривается история зарождения жанра эссе, распространение его на Западе. Даются сведения об импрессионизме, о русской эссеистике (А. Радищев, А. Пушкин, А. Герцен и т. д.), об обращении к эссе писателей последних десятилетий ХХ века (М. Пришвин, В. Солоухин, Д, Гранин и другие художники слова).
,,Тема 3. Особенности жанра.(1час)
Повторение сведений о тексте как о единице речи. Повторение типов речи и их композиционных особенностей. Знакомство с особенностями композиции эссе и законами жанра. Даются сведения об особенностях японской поэзии, основанной, как правило, на необычных ассоциациях.
Тема4 Анализ текстов.
Проводится работа с различными текстами(9часов)
а) работа с памяткой «особенности жанра эссе»;
б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с элементами лингвистического анализа текста;
в) определение характерных для эссе особенностей стиля.
Проводится работа с текстом (публицистическим) Ю. Айхенвальда «Силуэты русских писателей»:
а) возвращение к памятке «особенности жанра эссе»;
б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;
в) определение характерных для жанра эссе особенностей стиля;
г) выявление общего в оценках творчества А. Пушкина, В. Розанова и Ю. Айхенвальда.
Тема 5. Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами (15 часов).
Работа со справочным материалом. Самостоятельная работа.
Тема 6. Написание творческой работы. (8 часов).
Зачётная работа: эссе на свободную тему (тему определяет сам учащийся).
Критерии оценивания
Творческие работы по темам
Зарисовки,
построенные
на ассоциациях
Результаты
лабораторной
работы
Зачётная работа
эссе
на свободную
тему
Итог
№1
№2
№3
2 балла
2 балла
10 баллов
20 баллов
2 балла
2 балла
2 балла
Критерии оценивания зачётной работы
Соответствие работы особенностям жанра
Обращение к значительным философским, историческим, литературным проблемам
2 балла
Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения
2 балла
Сравнительно небольшой объём
2 балла
Субъективность, ярко выраженная позиция автор, порой исповедальный характер произведений
2 балла
Заголовок не находится в прямой зависимости от темы
2 балла
Итого
10 баллов
Учебный материал каждой темы представлен «по шагам». В качестве примера приведу фрагмент занятия по теме «Особенности жанра»:
Шаг №
№ слайда
Содержание учебного материала
Шаг 1.
№ 2
Вначале повторим, что такое текст.
Шаг 2.
№ 3
Повторим типы речи и особенности композиции каждого типа (слайды № 5-7)
Шаг 3.
№ 8
Познакомимся с особенностями композиции эссе.
Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль (решающую идею эссе) следует искать в «пёстром кружеве» размышлений автора. В этом случае объект речи или затронутая проблема будут рассмотрены с различных сторон.
Шаг 4.
№ 9
Прочитайте дан (главку) из записок японской писательницы XI века Сей Сенагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока. Найдите неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.
То, что пролетает мимо
Корабль на всех парусах.
Годы человеческой жизни.
Весна, лето, осень, зима.
Шаг 5
№ 10
Законы жанра.
n Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения
n Обращение к значительным философским, историческим, литературным проблемам
n Сравнительно небольшой объём
n субъективность, ярко выраженная позиция автор, порой исповедальный характер произведений
n Заголовок не находится в прямой зависимости от темы.
Шаг 6
№ 10
Перед тобой пример эссеистической миниатюры (В. Янушевский «Струя»), которая целиком построена на необычной авторской ассоциации. Попробуй написать свои подобные зарисовки. Возможные темы: «То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность», «О совести», «Об именах».
Итак, подведём итоги
№ 11
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.
Во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] слово ЭССЕ значит «попытка, проба, очерк»; в латинском – «взвешивание, взвешиваю».
Стиль эссе отличается подчёркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке какой-либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.
Контроль
№ 12
Чтобы закрепить и повторить сведения о жанре эссе, прочитай материал лекции (смотри дидактические материалы) и выполни тест по теме № 3 «Законы жанра».
По окончании работы курса учащиеся должны представить папку «Результаты работы», в которую войдут:
1. анкеты №1 (заполняется на первом занятии) и №2 (заполняется по итогам курса)
2. выполненные работы
3. эссе о театре
4. зарисовки, построенные на ассоциациях
5. результаты лабораторной работы
6. зачётная работа: эссе на свободную тему
Результаты могут быть представлены как в печатном, так и в электронном виде.
По окончании курса учащимся выдается сертификат, который пополнит портфолио учащихся. Лучшие работы представляются в сборнике творческих работ, на районной научной конференции, в местной прессе.
В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны :
1.знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности
2.определять «решающую идею» эссе
3.анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям
4.находить средства художественной выразительности, используемые автором
5.видеть эстетическую функцию языка
6.рецензировать и анализировать сочинения разных жанров
7.создавать творческую работу в одной из жанровых форм : письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе ( по выбору учащихся )
Литература :
1. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах, М., Просвещение, 1997
2. Карнаух Н. Л. Эссе как один из видов школьного сочинения, Русская словесность, 2000, №5
3. Котельникова С. А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе, Русский язык в школе, 1998, №1
4.КарнаухН.Л. и И.В.Щербина, Письменные работы по литературе. М. Дрофа, 2008 год
Делитесь с ближними: