Дидактическая значимость метода синквейн на уроке иностранного языка.

Дидактическая значимость метода синквейн на уроке
иностранного языка.
преподаватель английского языка,
Камалова О.П.

Задача качественного повышения уровня преподавания иностранных языков требует поиска наиболее эффективных путей обучения иноязычному общению.
Весьма интересным и плодотворным представляется использование образцов англоязычной поэзии для достижения ведущих целей обучения, определенных концепцией модернизации Российского образования, реализации личностно-ориентированного подхода.
На уроках иностранного языка автор часто использует стихотворные формы текста. Наряду с решением практических задач они позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся, улучшать эмоциональную атмосферу и мотивацию урока английского языка.
Стихотворный текст на уроке служит основой для более эффективного формирования умений и навыков в чтении и говорении на иностранном языке, так как он качественно отличается по своим лингвистическим характеристикам от прозаического и позволяет ознакомить учащихся со стилем поэтического произведения, с художественным идеалом языковой нормы.
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - это размышления, стремление поделиться своими впечатлениями и чувствами с другими людьми (рефлексия). Среди стихотворных форм, основанных на этом (рефлексии) и построенных “по строгим правилам” не так уж много: японские танку, хокку и синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains,англ. cinquain)  пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и слова.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура  24682, всего 22 слога (в хайку 17, в танка  31). Автор в своей работе использует дидактический синквейн.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка  тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка  два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка  образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка  фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка  одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке  два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейны можно использовать на уроках английского языка, русского языка и литературы.
Синквейны учащиеся составляют индивидуально и в группе. Возможно использование следующих видов работы:
составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы  без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Таким образом, использование данного метода возможно на любом этапе урока. Автор в своей работе часто применяет синквейны. В начале урока учащиеся знакомятся с синквейном, предложенным учителем, для определения темы урока. Например, учащиеся знакомятся с синквейном без указания темы. На основе его содержания они делают предположения о возможной теме. В середине урока целесообразно обращение к синквейну для закрепления лексических и грамматических навыков. Автор предлагает учащимся синквейны с пропусками, задача студентов - определить отсутствующие части. Возможно использование готовых синквейнов для коррекции их учащимися, с использованием новых лексических единиц. После изучения определенной темы автор предлагает учащимся составить собственный синквейн, применяя новые конструкции и слова по теме урока.
Далее представлены синквейны, составленные студентами группы 031 на тему " Professions":
A teacher A cook
Responsible, resourseful Talented, ambitious
Educate, prepare, support Cooks, invents, experiments
Guide along the right path Tastiest profession in the world
A mentor A creator

A salesman A hairdresser
Responsible, honest Capable, accurate
Speaks, sells, serves Cuts, combs, do hairstyles
A salesman should be polite A hairdresser must be creative
A manager A stylist
Таким образом, составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной. Обращение к данному методу на уроках иностранного языка повышает мотивацию учащихся к его изучению, способствует созданию багоприятного психологического климата на уроке.


Список используемой литературы

1. Нехорошева А.В. , Трушина Т.М. Стихи и рифмовки на уроках английского языка. - М.: АРКТИ, 2006. - 48 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.
3. Терентьева Н.П. Синквейн по "Котловану?" Журнал "Первое сентября", №4, 2006. - С 15 - 18.
Заголовок 315