Число и род имён прилагательных. Обобщение 3 класс Школа России
Конспект урока русского языка.
Тема урока: «Число и род имен прилагательных. Обобщение»
Тип урока: закрепление знаний
Класс:3
УМК: Школа России
Задачи урока:
Предметные:
-Уточнить знания об имени прилагательном
-Формировать умение определять род и число имен прилагательных
-Формировать умение работать с текстом
- Отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное
2. Метапредметные:
- Продолжить развивать познавательную деятельность учащихся.
-Развивать самоконтроль.
-Развивать навыки устной и письменной речи.
- Развивать речь, внимание учащихся, мышление, память;
-Развивать орфографическую зоркость.
3. Личностные:
-Продолжить воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в тетради.
-Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
-Воспитывать интерес к русскому языку и художественной литературе
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Оборудование:
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Часть 2. – М., 2013. – С. 78- 80.
- Интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Открываем тетради и красивым почерком записываем 14 марта классная работа.
Актуализация знаний:
-Скажите мне, какой раздел мы с вами изучаем? (Имя прилагательное)
-А что такое имя прилагательное?(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?)
-А имя прилагательное имеет род или изменяется по родам? (Изменяется по родам)
-А какую тему мы изучали вчера на уроке?(Число имен прилагательных)
-Как определить число имени прилагательного?(По вопросу какие? по окончанию –ые,-ие, по числу имени существительного с которым оно связано)
-Молодцы. А теперь разделите листок на две половины, первая- единственное число, а вторая- множественное число. Запишете слова в два столбика:
Белые, пушистый, веселая, быстрые, огромное, аккуратные.
-Какие слова вы записали в первый столбик?(пушистый,веселая,огромное)
-А какие во второй?(Белые,быстрые,аккуратные)
-Молодцы. В какой столбике мы можем определить род?(В первом)
-Пушистый какой это род?(Мужской) А окончание?(-ый)
-Веселая какой род?(Женский род,окончание -ая)
-Огромное какой род?(Средний род, окончание -ое)
-Молодцы.
Закрепление знаний:
А теперь поработаем с текстом.
А как хороши____ орехи! Скорлупа уже у них не ____ , как была раньше, а _____. Она _____ и раскусить ее трудно. Но зато, расколов орех, вы найдете внутри _____ зерно.
Слова для справок: лесной, белый, темно- коричневый, прозрачный, вкусный, полный.
Разъяснение сути.
Подобрать к именам существительным подходящие имена прилагательные из слов для справок и записать их вместо точек. Определить у имен прилагательных число и род и выделить окончание). -Как вы думаете какие части речи нужно вставить за место пропусков?(Имена прилагательные)
-Запишем только словосочетания имя существительное+ имя прилагательное.
Один у доски, остальные в тетрадях.
Определим число и где возможно род имен прилагательных, выделим окончания.
Физкультминутка:
Единственное число- присесть, множественное число- наклон
Пахучий цветок, красные розы, деревянный стул, железная дверь, воздушные шары, настенный календарь, облачная погода, сладкие конфеты, жаркий день, голубые озера.Садитесь, продолжаем нашу работу.
На доске весь текст:А как хороши лесные орехи! Скорлупа у них уже не белая, как была раньше, а темно – коричневая . Она прозрачная, и раскусить ее трудно. Но зато, расколов орех, вы найдете внутри вкусное полное зерно.
-О чем говорится в этом тексте? (О орехах)
-А что о них сказано?(Они лесные, в скорлупе, но расколов ее найдем вкусное зерно)
-А попробуйте прочитать этот текст, какой он был без имен прилагательных.Что произойдет?(Текст потеряет красочность, полноту)
-Для чего нам служат имена прилагательные?(Чтобы сделать речь красивой, а текст полным и насыщенным)
-Как вы думаете какой это тип текста?(Описание).Докажите.(Описывается орех,не происходит действий)
-Молодцы. А как бы вы озаглавили этот текст? («Лесной орех», «Вкусный орех»).
-Хорошо. Чем восхищается автор текста?(Красотой ореха, его вкусом)
-Какая у них скорлупа?(Была белая, а стала темно- коричневая)
-Что мы найдем расколов орех?(Вкусное, полное зерно).
-Ребята, спишите пословицы, вставляя пропущенные окончания:
1.Добр(ая) слава лежит, а худ(ая) бежит. 2.Весенн(ий) дождь растит, а осенн(ий )гноит. 3.Сказанн(ое) слово, что выпущен(ая) стрела.
- Какие окончания вы вставили? Проверка задания.
-Объясните смысл пословиц.
1.Плохое о человеке быстро распространяется, а хорошее может остаться неизвестным.
2.Весной все растет и нужен обильный полив, а осенью пора убирать урожай и дожди уже не нужны.
3. Сказал слово, уже не вернешь назад. Если пообещал, то держи свое слово.
Итог урока:
- Какие умения отрабатывали на уроке? (Повторяли род и число имен прилагательных, узнали новые пословицы , работали с текстом)
-Как определить число имен прилагательных(По вопросу какие? по окончанию –ые,-ие, по числу имени существительного с которым оно связано)
- В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?(Да)
Домашнее задание:
А дома я предлагаю самим вам составить словосочетания имя прилагательное и имя существительное(6-7 словосочетаний).Обозначить число имен прилагательных, где возможно род и окончания. На следующем уроке мы с вами проверим.
Всем спасибо за работу.