Конспект урока Род и число имен прилагательных


Род и число имён существительных
(урок русского языка в 3 классе)
Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода.
Задачи: обучающие: вспомнить приёмы распознавания рода имён существительных; тренировать умение изменять имена существительные по числам, познакомить с новыми именами существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.
развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, познавательные и творческие способности;
воспитательные: воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык.
Тип урока: урок закрепления
Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, группах ,презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетради и запишите число. Сегодня 29 февраля. Классная работа.
Настрой на урок.
-А урок начнём с загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт. ( весна)
Слайд 1. Картинка весна.
Слайд 2. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.
Актуализация знаний
В…сна – ? Скв…рец- п ,с…сна- д, за…ц – з-Прочитайте слова.
Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.
Слайд 4. (Скворец– это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а весна – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)
Минутка чистописания :напишите одну строку тех букв которую дописали :пдзв дзвп звпд впдз-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)
-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.
Проверка
-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?
Проверь! Весна- вёсны, весенний; скворец– скворушка, заяц; сосна- сосны.
-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? ( безударная гласная в корне слова)
-Какое слово лишнее? Почему? ( заяц - словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)
-Чем похожи все слова? (это имена существительные)
3.Физкультминутка. Игра «Да – нет»
-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»
-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.
Имя существительное – это часть речи? (да)
Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)
Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Имена существительные обозначают предмет? (да)
-Придумайте свой вопрос к игре.
Сообщение темы урока.
-Сформулируйте тему урока.
Слайд 6. Имя существительное. Род и число имён существительных.
Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
Работа по теме урока.
Игра «Ассоциации»
-Ребята, вы сказали, что весна это время года. это замечательное время года уже вот вот вступит в свои права. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «Весна»?
(дети называют)
-Вы наверняка любите весенние изменения , работы: уборку , работу в огороде .побелку деревьев и конечно готовиться к прилёту наших дорогих друзей… …
-Внимание, мы тоже сейчас будем готовиться к встрече ,будем готовить скворечник, да не простой, а раз мы на уроке русского языка, то будем готовить его из слов – имён существительных.
Внимание! Работаем в группе, помогаем друг другу в работе
1 ряд готовит к нашему скворечнику основание, т.е. придумывает слова на тему «Весна» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую ( ветер, иней, салют, холод, праздник,
Слайд 7. Игра «Ассоциации» 1 ряд - мужской род.
2 ряд крышу, т.е. придумывает слова на тему «Весна» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (оттепель, сосулька, )Слайд 7. Игра «Ассоциации» 2 ряд - женский род.
3 ряд птичку , т.е. придумывает слова на тему «Весна» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако ,насекомое)
Слайд 7 Игра «Ассоциации» 3 ряд - средний род.
Проверка.
-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? холод, праздник, Слайд 9. -Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (, оттепель, сосулька, )
Слайд 9. -Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)
Слайд 9. Скворечник с пением птиц .-Вот какой замечательный скворечник у нас получился!
6. физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись и друг дружке улыбнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Обобщение.
-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)
-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.
если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.
если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.
-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)
Распределительный диктант.
-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.
Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.
Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота
- Как слова медведи и ежи связаны с темой «Весна»?
- Проверка.
-Какие слова записали в 1 столбик?
-Во 2 столбик?
-В 3 столбик?
Слайд 12. Проверь! Слова в столбиках по родам.
Проблемный вопрос
-Ребята, а теперь поставьте слово «каникулы» в единственное число.
Слайд 13. Слово «каникулы»
Сообщение сведений о языке.
-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.
-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:
-Запишем уже знакомое нам словарное слово «Каникулы»
Мера времени, равная 24 часам- сутки
Слайд 14. Слово «Сутки»
Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы
Слайд 15. Слово «Ножницы»
Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки
Слайд 16. Слово «Брюки»
Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз- очки
Слайд 17. Слово «Очки»
-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)
Слайд 18. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа.
-Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? ( если обозначает несколько предметов)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
Проблемная ситуация.
-В начале весны, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
Слайд 19. Поставьте слова в форму множественного числа
На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.
Проверка
-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? (яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)
-Какое затруднение возникло? ( молоко и мёд)
-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.
Слайд 20. Употребляются только в форме единственного числа
-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель
-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
Физминутка
Под весенние напевы повернемся в право, влево
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! и снова наклонись!
Вправо ,влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Повернись направо к другу
Правую дай руку другу!
Игра «Капель-ка»
-Вы любите наблюдать как капает сосулька? Давайте понаблюдаем!
- «Капелька» упадёт на слово с ошибкой.
-Возьмите индивидуальные карточки со стола.
-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт капелька, выделите простым карандашом.
На индивидуальных карточках слова:
польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.
Проверка
-Прочтём слова, в которые попали капельки по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)
Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата
-В какие слова капелька не попала? ( малина, морковь, аллея, обед)
-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)
-Устно определите род этих существительных ( по цепочке)
-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)
Игра на внимание.
Слово пальто.
–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, двусложное, словарное)
Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате….?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё…!
6. Составление и запись предложений.
-А теперь придумайте предложения со словом «пальто» ( дети придумывают и говорят вслух)
-Замечательные предложения!
- А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» . Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.
Слайд 10 .Эдуард выходил на улицу всегда в пальто.
Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик. - А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер.
Работа с предложением.
-Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Проверка.
-Назовите грамматическую основу этого предложения.
-Определите род у имён существительных.
6. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными.
-На этой неделе вся страна будет отмечать праздник 8 марта. Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз маме. Какой вы узнаете прочитав текст.
-А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)-Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола.
-Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.
Сюрприз.
Мы захотели поздравить маму с праздником 8 марта и сделать ей ________________. В качестве сюрприза решили испечь ей ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился маме!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктамиПроверка
-Прочитайте, какой текст у вас получился.
-Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука, сахар)
Слайд 11 Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.
Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар.
-А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и множественного числа)
Работа по учебнику упр 426
Напиши цепочку из десяти слов, определи род и число имен существительных.
Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)
-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)
-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)
Домашнее задание.
Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.
9. Рефлексия.-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности - средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.
-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.
-Урок окончен, спасибо!