Классный час на тему: «Книга – мой лучший друг»
Классный час на тему: «Книга – мой лучший друг»
Цель: познакомить с историей создания книги; уточнить представление учащихся о значении книги для человека; воспитание бережного отношения к книге.
Ход мероприятия
Организация класса.
Вступительная беседа.-Ребята, отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?Пока на полочке лежит,Молчит мой верный друг,Но если в руки взять его,Заговорит он вдруг. (Книга)- Кто знает ещё загадки о книге? Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не человек, а говорит.
У сосны, у ёлки – листики – иголки, А на каких листочках растут Слова да строчки?- Поговорим о книге. Познакомимся с историей создания книги, с правилами обращения с книгой.
История создания книги. - Как появились первые книги? Самые первые книги появились очень давно. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки – славяне писали на берёзовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга. - Кто знает, кого мы называем первопечатником книги? Первая печатная книга была выпущена замечательным русским мастером Иваном Фёдоровым. Народ не забыл его. Ему установили памятник в Москве. - Ребята, а где сейчас печатают книги? Печатают на станках в типографии. - А кто самым первым начинает работу над тем, чтобы у нас на столе появилась книга? Поэты, писатели должны сочинять произведения (стихи, поэмы, рассказы, сказки, романы и т.д.). Потом рукопись писателя попадает в издательство. Это такое учреждение, где издают книги. Здесь рукопись читают редакторы и потом отправляют в типографию. Затем работники этой типографии печатают сочинения и оформляют в форме книги. Их отправляют в магазины, после этого книга появляется у нас на столе. - А на чём печатают книги?- На бумаге .- Как получают бумагу, из чего?Сначала из дерева получают бумагу, режут на листы. В химических заводах получают краску и чернила для написания книги. Затем работники типографии печатают книгу, художник делает к ней рисунки.- Кто же работает над книгой?Писатели, редактор, художник, работники типографии.
Об отношении к книге. - Действительно над книгой трудится много людей. - Как же люди должны обращаться с книгой? Бережно нужно относиться к книге. - А что это значит бережно?(Стихотворение)Я книга – твой товарищ,Будь школьник бережливым со мной.Мой чистый вид всегда приятен,Оберегай меня от пятен.Привычку скверную оставь, Листая, поменьше слюнявь.Страницы пачкать не годится,Опять загнул мои листы.А про закладку помнишь ты?Запомни, я твой лучший друг,Но только не для грязных рук.Ой, уронил ты меня на пол,Ой, супом ты меня закапал,Мой переплёт не выгибай,Мне корешки не поломай,Не забывай меня в саду,Вдруг дождь нагрянет на беду,Меня в бумагу оберни,Где взял меня, туда верни. - Как же надо обращаться с книгой? Нельзя брать книгу грязными руками. Нельзя писать на ней ни ручкой, ни карандашом. Не загибать уголки. Нужно пользоваться закладкой. - А зачем нам нужны книги? «Кто много читает, тот много знает» - гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Книга – наш помощник в учёбе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни. - Объясните смысл пословиц: Чтение – вот лучшее учение. Книга – источник знаний. - Какие ещё пословицы о книге знаете?V. О гигиене чтения. - Кто из вас любит читать книги? - Кто ходит в школьную библиотеку? - А как правильно читать книгу? Читать книгу нужно с обложки. Посмотреть, кто автор, название книги. При чтении надо стараться понять содержание книги, запомнить имена героев, брать нужное и полезное для себя. - Какие правила чтения знаете? 1. Нельзя читать лёжа. 2. Нельзя читать в темноте. 3. Свет должен падать слева. 4. Книгу держать не ближе 30 см от глаз. 5. Читать внимательно, не спеша. Дочитывать до конца.VI. Подведение итога. - Ребята, о чём мы сегодня говорили? - Почему же книга – наш верный друг? Книга учит нас, она помогает нам узнать много нового, полезного и интересного. Она помогает жить человеку.