План-конспект воспитательного часа Книга-лучший друг в начальной школе
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
3 КЛАСС
«Книга-
лучший друг»
Классный руководитель:
Семенова Елена Сергеевна
Библиотекарь:
Мазур Надежда Михайловна
Тема: Книга –лучший друг.
Цель: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память.
Оборудование: иллюстрации из сказок, рисунки сказочных героев, книги.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день! Сегодня у нас необычный день – сказочная игра-путешествие по стране, которой нет на карте. Это- страна сказок. Я знаю, что вы любите читать и слушать сказки. Сказка – это волшебная страна, где добро всегда побеждает зло.
(ученики читают стихотворения )Без книги в мире ночь, и ум людской убог, Без книги, как стада, бессмыслены народы. В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы, В ней будущность твоя и верных благ залог.
В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь больной Ты книжку – навсегда Страницы замолчат тогда.
Встреча с книгой, что с другом,Для всех словно праздник,А для детской души Это нить Ариадны,Что ведет их от сказок,Былин и преданий В мир жизни реальной,Мир науки и знаний.
Книги учат детей Всем премудростям жизни – Как быть Человеком,И быть нужным Отчизне,И как правду от лжи Все должны отличать,Как бороться с врагом И как зло побеждать.
Книги им помогают Красоту постигать,Как прекрасное видеть,Как его передать,И как в малом увидеть Большое значенье,И как в жизни найти Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц – Это жизни уроки О дне предстоящем И о наших истоках. Они их побуждают Мечтать о высоком,О будущем думать – О потомках далеких. В книгах знания, свет,В книгах память веков,В книгах мудрость людей – Наших дедов, отцов.
Выходят магистры.
1-й магистр: Поздравляем вас с праздником интересных книг!
2-й магистр: Книги любите читать? А загадки любите разгадывать?
(загадки про книги)
Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком.(Книга)Сама мала,а ума придала.(Книга)Страну чудес откроем мыИ встретимся с героямиВ строчкахНа листочках,Где станции на точках.(Книга)Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает.(Книга)Говорит она беззвучно,А понятно и не скучно.Ты беседуй чаще с ней –Станешь вчетверо умней.(Книга)Не дерево, а с листами,Не рубашка, а сшита,Не растение, а с корешком,Не человек, а с разумом.(Книга)Поселились мудрецыВ застекленные дворцы,В тишине наединеОткрывают тайны мне.(Книги)У стены – большой и важный –Дом стоит многоэтажный.Мы на нижнем этажеВсех жильцов прочли уже!(Книжный шкаф)
Библиотекарь: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекую страну истории книги.
-Безграничная сила книги. Без неё человек слепой. Книга открывает перед людьми большой мир. На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. Вспомните свою любимую первую книжечку. Когда вы были ещё совсем маленькими и не умели читать, но уже с удовольствием рассматривали рисунки, узнавали любимых героев, сочиняли про них интересные истории.
-А как вы думаете, всегда ли существовали книги?
- Давным – давно книг не было на земле, люди не умели читать и писать. А для того , чтобы передавать информацию, они рисовали рисунки на стене пещер. Позднее люди начали писать на глине, которую потом сушили и выпаливали на огне. Но такие книги были очень тяжелыми и неудобными. Позднее люди научились делать книги из тонкой телячей шкуры. На изготовлении такой книги нужны были шкуры из целого стада телят. Поэтому такие книги были очень дорогими и их могли купить только богатые люди. Нужно было искать более дешевый и простой материал для книг. В Африке вдоль рек есть густые заросли болотного растения – папируса. Сначала его использовали только на стройке. А потом догадались обрабатывать волокна растений так, что начали изготавливать из них бумагу. С того времени появились сувои из папируса. Писать на них было удобно, но через несколько лет такие сувои ламались и рассыпались. Настоящую бумагу, на которой пишут и сегодня, люди научились изготавливать 2 тысячи лет назад. Первые книги были рукописными, поэтому одну книжку иногда писали несколько лет. Во времена Киевской Руси князь Владимир Святославович открывал школы, специальные мастерские, где переписывали книги. А во времена Ярослава Мудрого в Киеве при Софиевском соборе была основана первая в Киевской Руси библиотека.
В 13 столетии в Европе научились изготавливать бумагу. В середине 14 столетия в Германии заработал первый в Европе печатный станок мастера Йохана Гутенберга. С того времени типографии появились и в других странах. Первопечателем в Украине был Иван Федоров. За свою жизнь он напечатал только несколько книг, среди которых есть и первый славянский «Букварь». Вот такая история возникновения книг. Теперь книга всегда рядом с нами. Она наш друг и советник.
Библиотекарь: А теперь можно отправляться в путешествие!
Учитель: Подождите , а билеты у вас есть?
Дети: Нет!
Учитель: Нам нельзя начать путешествие без билетов. Я вам загадаю загадки, а вы отгадывайте и тогда вы сможете получить билеты.
ЗАГАДКИ
Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом…Кем же были этиМаленькие дети?
(Волк и семеро козлят)
В детстве все над ним смеялись,Оттолкнуть его старались:Ведь никто не знал, что онБелым лебедем рожден.
(Гадкий утенок)
Покупала самовар,А спасал ее комар.
(Муха-Цокотуха)
Уплетая калачи,Ехал парень на печи.Прокатился по деревнеИ женился на царевне.
(По щучьему велению)
Эта скатерть знаменитаТем, что кормит всех досыта,Что сама собой онаВкусных кушаний полна.
(Скатерть – самобранка)
Сладкий яблок ароматЗаманил ту птицу в сад.Перья светятся огнём,И светло вокруг, как днём.
(Жар – птица)
Как у Бабы у ЯгиНет совсем одной ноги,Зато есть замечательныйАппарат летательный.Какой?
(Метла)
Он разбойник, он злодей,Свистом он пугал людей.
(Соловей – разбойник)
И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться.
(Доктор Айболит)
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
Над простым моим вопросомНе потратишь много сил.Кто мальчишку с длинным носомИз полена смастерил?
(Папа Карло)
Всех важней она в загадке,Хоть и в погребе жила:Репку вытащить из грядкиДеду с бабкой помогла.
(Мышка)
Вот совсем нетрудный,Коротенький вопрос:Кто в чернилку сунулДеревянный нос?
(Буратино)
Красна девица грустна:Ей не нравится весна,Ей на солнце тяжко!Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)
Из муки он был печен,На сметане был мешен.На окошке он студился,По дорожке он катился.Был он весел, был он смелИ в пути он песню пел.Съесть его хотел зайчишка,Серый волк и бурый мишка.А когда малыш в лесуВстретил рыжую лису,От нее уйти не смог.Что за сказка?
(Колобок)
Учитель: Молодцы , дети! Теперь мы можем отправляться в путешествие. И первая станция «Поговорки». (дети говорят поговорки о книгах)
Книга - друг человека.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Книги читай, а дела не забывай.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать - скуки не знать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книги читать - не в ладушки играть.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Много читает, а дела не знает.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Учитель: 2-ая станция «Литературная».
Нужно назвать из какой сказки литературный герой?
Кто моторчик свой заводит? С крыши в гости кто приходит? Веселится и поёт , и конфетки жуёт. Есть у него настоящий друг, это – Малыш.
(Карлсон)
У отца мальчик очень хороший , необычный, деревянный. Любит очень отец сына – забияку…(Буратино)
Я бабушке в корзинке и обед несу, и гостинцы. Вдруг серый волк из чащи открывает свою пасть: Ты чего здесь бродишь? Спросил, прыгнул вбок. Молниеносно в лесу исчез. Угадайте , из какой это сказки? (Красная шапочка)
Кто кругленький и вкусненький с оконца прыг да прыг. Убежал от бабы и деда к лисичке на язык? Это не зайчик и не котик, не бычок, не серый волк. Это веселый, хвастливый, неугомонный…(колобок)
Учитель: 3-ая станция «Загадочная» (дети читают загадки)
Заплелись густые травы,Закудрявились луга,Да и сам я весь кудрявый,Даже завитком рога.
(Баран)
У него огромный рот,Он зовется …
(бегемот)
Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу.
(белочка)
Есть в реке работникиНе столяры, не плотники,А выстроят плотину -Хоть пиши картину.
(бобры)
Всю жизнь ношу я два горба,Имею два желудка!Но каждый горб - не горб, амбар!Еды в них на семь суток!
(верблюд)
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть.
(волк)
Ёжик вырос в десять раз, Получился …
(дикобраз)
Из иголок колобок.Кто свернулся здесь в клубок?Не поймёшь, где хвост, где носик,На спине продукты носит.В общем, сразу не поймёшь.Кто же это всё же?
(ёжик)
Учитель: 4-ая станция «Страна смеха» (дети рассказывают смешные истории)
Мальчику папа газету купил, только открыл он ее завопил.
Глаза разбежались от множества букв, лучше бы папа купил ноутбук.
***
В зале читальном стоит тишина. Библиотекарь застыл у окна.
Здесь даже те , кто не умеет читать. Нет лучше места в школе поспать.
***
Маленький мальчик книгу читал, случайно листочек один оторвал.
Потом с остальными начал играть. Нечего мальчику было читать.
***
В библиотеку Маша пришла. Книгу красивую Маша взяла.
Радостно Маша примчалась домой. Книгу открыла – страниц ни одной.
***
Библиотеку люблю посещать, разные книги люблю я читать,
Ну а спросите меня, что добыл, скажу откровенно: всё забыл.
***
Чтобы не скушал тебя серый волк, чтоб ты уверенно шел на урок,
Чтоб, как Мюнхаузен, смог ты летать, нужно, ребята, книжки читать!
***
Книга поможет в учебе, в труде, книга тебя не оставит в беде.
Книга поможет любить и дружить. Книга подскажет. Как правильно жить.
Учитель: 5-ая станция «Город интересных развлечений»
Наше путешествие приближается к концу. Следующая остановка – это «Город интересных развлечений», а именно «Бюро находок» (по вещам нужно узнать литературного героя)
1 – ключ (Золотой ключик, или приключения Буратино)
2 – ореховая шкарлупа (служила постелью) (Дюймовочка)
3 – цветы розы (кто выращивал их на окне?) (Кай и герда)
4 – Мука (кто сделан из этого продукта?) (Колобок)
5 – яблоко (кого отравил этот фрукт?) (Белоснежка и семь гномов)
6 – корзинка (в какой сказке собирали в него подснежники?) (12 месяцев)
7- туфелька (кто её потерял) (Золушка)
8 – зеркало (в какой сказке оно принесло большое горе?) (Снежная королева)
Учитель : Ну вот наше путешествие закончилось. Все учасники показали себя настоящими читателями и знающими сказки. Я надеюсь вам было интересно и мы ещё не раз будем отправляться в такие путешествия.