Методические рекомендации к уроку русского языка с использование групповой и игравой технологий

Методические рекомендации к уроку русского языка с использованием групповой и игровой технологий.
Тема урока:«Имя существительное». Учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал, связанный с этой частью речи. Пятиклассники будут работать в малых группах.
Подготовка к уроку.
Учащимся заранее предлагается провести игровой урок в форме заседания ученого совета. В уроке должен принять участие каждый ученик и отчитаться перед своими товарищами о степени усвоения темы.
На ученом совете обсуждаются важные научные вопросы, ведутся научные споры, так как могут возникнуть разные, даже противоположные, точки зрения на тот или иной обсуждаемый вопрос.
Учащиеся знакомятся с составом ученого совета, функциями его членов, с лексическим значением слов.
Совет (все присутствующие участвуют в обсуждении на равных правах, советуются, совещаются, а не выслушивают чьи-то указания);
Докладчик (тот, кто по заранее выбранному вопросу готовит доклад). Докладчик должен глубоко и полно знать свой вопрос, уметь убедительно изложить его слушающим, а также письменно оформить материал своего доклада: это может быть план с примерами и их анализом, план в виде прокомментированных примеров, или таблицы, или серии таблиц;
Оппонент (от лат. Opponens – «возражающий») - противник в споре, в полемике; тот, кто оппонирует кому-либо .Оппонент должен хорошо изучить тему, внимательно слушать, находить неточности в докладе, заострить внимание слушателей на тех вопросах, которые, с его точки зрения, недостаточно освещены, а также найти заранее какой-либо факт, как будто противоречащий утверждению докладчика («провокационный»), и с его помощью определить глубину понимания вопроса докладчиком.
Рецензент (человек, дающий критический отзыв, оценку художественного, научного произведения и.т.д). Рецензент тоже должен хорошо знать вопрос, уметь внимательно слушать, анализировать и убедительно оценивать выступления, мотивируя свою оценку.
Класс делится на группы. Вся изученная тема распределяется на 4-5 вопросов, соответственно весь класс - 4-5 групп (по числу вопросов).
За несколько дней до урока каждая группа получает один из этих вопросов. Каждый ученик дома самостоятельно, либо объединившись с кем-либо из своей группы, готовится к роли докладчика. Одновременно каждый предусматривает и возможность оказаться оппонентом по этому вопросу, поэтому тщательно продумывает слабые места в своем докладе и готовит более углубленно одно из направлений, находит «коварный» вопрос, факт; поможет ему в этом список литературы, рекомендуемой для дополнительного самостоятельного чтения, который вывешивается в классе.
Каждый может оказаться и в роли рецензента, поэтому необходимо составить план рецензии устного ответа, предусматривающий оценку содержания доклада, умения говорить и правильно держаться.
Все это не создаст больших трудностей, ведь задолго до этого урока дети должны быть научены отвечать по плану, рецензировать устные ответы, записывать конспективно главное в ответе или в речи учителя, работать с дополнительной литературой, записывать под диктовку ответы товарищей и.т.д. Изучение всей темы учитель с самого начала строит так, чтобы облегчить проведение заключительного урока в форме заседания ученого совета.
Итак, до урока учащиеся не знают, кому предстоит выступать в роли докладчика, кому-рецензента, кому-оппонента, т.е. каждый готовится по максимуму; у каждого в тетради удобный для него план доклада и вопрос для оппонирования; все в группе готовили один вопрос, и на уроке один из них докладывает, двое-трое оппонируют, один рецензирует, т.е. выступить должны все пятеро.
Проведение урока.
Учитель начинает: «Уважаемые коллеги!»
Заседание ведет представитель (это либо учитель, либо подготовленный ученик, может быть, даже старшеклассник).
По каждому вопросу выступает докладчик, оппоненты, рецензент. Когда вопрос исчерпан, весь состав ученого совета (т.е. все класс) выполняет письменную работу по заслушанной теме в своих тетрадях. (Следует заранее продумывать рациональные способы проверки записанного в тетрадях.)
После общей письменной работы ученый совет переходит к слушанию следующего вопроса.
Карточки-задания к этому уроку могут быть приблизительно такими.
Имя существительное как часть речи.
Самостоятельная работа: синтаксический разбор предложения и морфологический разбор существительного из этого предложения диктует либо оппонент, либо рецензент из этой группы.
Правописание окончаний имен существительных.
Самостоятельная работа: самостоятельная запись по одному примеру на каждый случай с безударными окончаниями (графическое комментирование); запись под диктовку одного ученика этой группы слов с о-е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных.
Правописание гласных и согласных в других суффиксах существительных.
Самостоятельная работа: запись слов под диктовку.
Слитное, раздельное, дефисное написание в именах существительных.
Самостоятельная работа: составить два предложения, в одном из которых не с существительными пишется слитно, в другом - раздельно: (не) везение.
Способы образования имен существительных.
Самостоятельная работа: морфемный и словообразовательный разбор слов, продиктованных одним членом группы.
В конце урока учащиеся пишут словарный диктант и подчеркивают непроверяемые написания, подводя предварительные итоги заседания.
Окончательные итоги будут подведены после проверки письменных работ.
Председатель благодарит коллег за активное участие в заседании.
Рекомендации
Несколько вопросов требуют специального комментария.
Сколько времени требуется на заседание: один или два урока? Все зависит от уровня подготовки класса, от прочности его умений и навыков. Лучше использовать сдвоенный урок, чтобы дать возможность высказаться всем, выполнить все задания.
Учитель должен четко распределить время на уроке: доклад- 2 мин, оппонирование - 2 мин, рецензирование - 1 мин, т.е. на каждый вопрос-5 мин, а на 5 вопросов - 25 мин; на письменную работу и на подведения итогов остаётся 20 мин. В результате все заседания занимает 45 мин.
И ученики и учитель получают большое удовлетворение от такого урока; не вызывает огорчения и последующая проверка тетрадей. Обычно пятиклассники предлагают и следующую тему («Имя прилагательное») повторить таким же образом
2. Нужна ли после такого урока контрольная работа по теме? Эту проблему учитель решает сам, в зависимости от того, какой материал был использован на уроке. Следует учесть, что грамотность более объективно проявляется при написании текста, а на уроке повторения учащиеся работали преимущественно со словами и словосочетаниями.
3. На уроке повторения не был затронут вопрос о роли имен существительных в речи, в сфере их использования. Этому может быть посвящен второй урок повторения имени существительного.
Несмотря на необычность формы этого урока, он проведен в рамках традиционного группового способа обучения. Групповой способ обучения предлагает, что есть носитель информации и есть группа учеников, воспринимающая эту информацию. На этом уроке класс делится на малые группы (по 4-5 человек). Каждая группа получала свой вопрос, подготовка шла индивидуально, парами или группами (в соответствии с пожеланиями и потребностями самих учеников), но на самом уроке группа выступала перед всем классом.
Необычная форма - заседание ученого совета- стимулировала интерес пятиклассников к работе.
15