Повышение уровня учебной мотивации младших школьников. Педагогический исследовательский проект
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
педагогический исследовательский проект
С 2011 года на территории РФ введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Стандарт предъявляет новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей. [4]
В начальной школе необходимо обратить основное внимание на формирование
познавательной мотивации и интереса личности к образовательному процессу.
В связи с этим проблема мотивации учения является одной из наиболее актуальных, так как она определяет эффективность осуществления учебного процесса. Известно, что положительное или отрицательное отношение школьника к учению может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости.
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивов. И каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.
Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых.
Актуальность проекта мотивации учения в младшем школьном возрасте объясняется тем, что: 1) в этом возрасте закладывается основа мотивации учения; младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.
2) отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум» к моменту окончания начальной школы;
3) современные требования к качеству подготовки, формы контроля планируемых результатов учащихся способствуют появлению стрессовых ситуаций в процессе обучения.
Эти факты подтверждают итоги мониторинга сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся 4-х классов - первых выпускников начальной школы, обучающихся по ФГОС, который был проведён Центром социальных информационных технологий и коммуникаций на территории Пермского края в мае 2015 года.
По личностным результатам г. Чайковский занял 22 место. На низком уровне такие показатели, как принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
В Пермском крае нет районов с высоким или низким уровнем мотивации. Чайковский район занимает 41 место (средний показатель 18 баллов из 30 возможных). Это соответствует среднему уровню, который характеризуется положительным отношением к школе, но школа привлекает детей больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и с учителем. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты обучения в школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к учебной деятельности эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения.
Цель проекта: формирование учебной мотивации младших школьников.
Объект: учебная мотивация и факторы, влияющие на её формирование.
Предмет: процесс формирования учебной мотивации.
В основу педагогического исследования положена гипотеза о том, что такие факторы как содержание учебного материала, использование современных образовательных технологий, стиль педагогической деятельности учителя, организация внеурочной деятельности, эффективное взаимодействие с родителями будут способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Задачи:
Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме мотивации учащихся начальных классов и разработать модель формирования положительной мотивации младших школьников.
Апробировать модель формирования положительной мотивации младших школьников.
Проанализировать эффективность внедрения модели: исследовать уровень учебной мотивации, сравнить полученные результаты до и после реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап ( сентябрь 2012г. - май 2013г.) - констатирующий. Цель: выявление уровня сформированности мотивации учения младших школьников.
2 этап ( сентябрь 2013г. - апрель 2015г. ) - формирующий. Цель: разработка и внедрение в учебный процесс и внеурочную деятельность специально разработанной модели, ориентированной на формирование и развитие мотивации учения младших школьников.
3 этап (май 2015 г.) - контрольный. Цель: проведение анализа результатов экспериментальной работы, их интерпретация и формулирование выводов.
В соответствии с задачами исследования на различных его этапах нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, эксперимент (констатирующий и формирующий).
Исследование проводилось в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Чайковский Пермского края. В исследовании принимали участие 61 человек: 59 учащихся 4-х классов(первоначально обследованных в начале 2013-2014 учебного года во время обучения в 3-ем классе) и 2 педагога. В конце 2014-2015 учебного года проведено повторное исследование с 59 учениками двух классов. Контрольную группу составили 28 учащихся. Из которых 15 девочек и 13 мальчиков 9-10 лет, обучающихся по УМК "Школа России". В экспериментальную группу вошли 30 учащихся. Из которых 14 девочек и 16 мальчиков 9-10 лет, обучающихся по УМК "Перспективная начальная школа". Стартовые возможности детей по результатам диагностики на начало обучения в школе были сравнительно одинаковые.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.
Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность.
К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь, напротив, к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития мотивации учения, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности.
Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.[6]
По мнению Е.П. Ильина, основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
— содержание учебного материала;
— организация учебной деятельности;
— коллективные формы учебной деятельности;
— стиль педагогической деятельности учителя.[3]
Средства решения проблемы
В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов с другой.
Основываясь на теоретические разработки учёных психологов в области формирования мотивации учения (В.С. Ильина, А.К.Марковой, Г.И.Щукиной), была разработана модель формирования учебной мотивации младших школьников, в соответствии с которой работа осуществлялась по следующим направлениям:
- организация учебной деятельности;
- организация внеурочной деятельности;
- организация работы с родителями учащихся.
Новизна проекта и модели заключается в том, что основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, предложенные психологом А.К.Марковой, были дополнены факторами в соответствии с современной ситуацией в образовании и с требованиями ФГОС НОО к формированию личностных результатов: взаимодействие с родителями, организация внеурочной деятельности.
Модель формирования учебной мотивации младших школьников
Формирование учебной мотивации младших школьников
Организация работы с родителями
Организация учебной деятельности
Интерактивные формы работы
Индивидуальные и семейные консультации
Стиль пед. деятельности
Образовательные технологии
Содержание учебного материала
Внеурочная деятельность
Кружок "Тропинка к своему Я" (уроки психологии в начальной школе)
Кружок «Учусь создавать проект»
личностно-ориентированный УМК "Перспективная начальная школа"
Технология развития критического мышления
Проблемный диалог
Учебное сотрудничество
Метод проектов
Демократический
Целевые ориентиры составных частей модели
Виды деятельности Цели
Урочная деятельность
Образовательные технологии:
- ИКТ
- ТРКМ (технология развития критического мышления)
- проблемное обучение
- метод проектов
- технология социо-игрового стиля
- смысловое чтение
Цели использования:
- обеспечение активности учебного процесса;
- достижение высокого уровня усвоения содержания;
- формирование умений работать с информацией;
- развитие коммуникативных способностей;
- активизация и развитие качеств продуктивного мышления;
- развитие творческих способностей;
-формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур;
- стимулирование познавательных мотивов;
- развитие способностей к анализу, рефлексии.
Демократический стиль преподавания Цель:
- формирование внутренней учебной мотивации.
Данный стиль способствует развитию и саморазвитию учащихся, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
УМК «Перспективная начальная школа» Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями ФГОС НОО.
Требования, предъявляемые к результатам образования нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся.
Принцип прочности и наглядности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Внеурочная деятельность
Кружок «Тропинка к своему Я»
Программа формирования психологического
здоровья младших школьников, автор О.В.Хухлаева.
(1 час в неделю, 34 ч. в год)
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Кружок «Учусь создавать проект»
Программа развития познавательных способностей, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова.
(1 час в неделю, 34 ч. в год)
Цель курса: создание условий, содействующих
формированию компетенций, способствующих развитию ребенка, его социализации.
Задачи:
- формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность;
-формировать коммуникативную компетентность;
- формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения;
- формировать умения работать с информацией.
Оценка учебной деятельности Цель оценки деятельности учащихся по ее результатам заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности, развивать у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».
Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: коллективизма, честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Работа с родителями
Интерактивные формы работы Цель:
- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования личности ребёнка, его возрастных особенностей;
- создание доверительных, откровенных отношений с детьми, проявление искренней заинтересованности в устранении трудностей ребёнка;
- формирование у родителей установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
- предупреждение родителей о возможных трудностях, о совместном поиске форм помощи ребёнку, снятие установки на ожидание немедленных результатов.
Индивидуальные консультации Психолого- педагогическое просвещение План действий по реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Результат
Подготовительный этап (сентябрь 2012 г. - май 2013 г.)
1. Теоретический анализ проблемы мотивов и мотивации, проблемы формирования мотивации учения. Сентябрь - декабрь 2012 г. Изучены теоретические разработки учёных психологов в области формирования мотивации учения ( В.С. Ильина, А.К.Марковой, Г.И.Щукиной, Л. Божович, Л.С. Выготского)
2. Профессиональная переподготовка по направлению "Педагогическая психология" в УдГУ (г. Ижевск). Сентябрь 2012 г. - май 2013 г. Получены знания о возрастных особенностях мл. школьников, влияния различных стилей преподавания, факторах, влияющих на учебную мотивацию.
3. Изучение существующих методик измерения уровня сформированности мотивации учащихся, выбор методик. Январь - февраль 2013 г. Подобраны методики измерения уровня сформированности мотивации учащихся:
1. Опросник «Оценочная деятельность учителя» И.Ю.Кулагиной.
2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
3. Методика «Изучение школьной мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга.
4. Посещение проф.сообществ, проблемных групп, самообразование с целью освоения современных образовательных технологий Сентябрь 2012 г. - май 2013 г. Создана методическая копилка
5. Разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Май- август 2013г. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" и "Учусь создавать проект"
6. Разработка моделей родительских собраний по теме взаимодействия с детьми Май- август 2013г. Модели, сценарии родительских собраний
7. Концептуальное обоснование факторов формирования мотивации. Разработка модели формирования положительной мотивации младших школьников Март - май 2013 г. Разработана модель формирования положительной учебной мотивации.
Основной этап (сентябрь 2013 г. - март 2015 г.)
1. Проведение первичной диагностики с целью выявления сформированности мотивации учения младших школьников. Сентябрь 2013 г. Получены исходные данные для анализа уровней мотивации и преобладающих мотивов
2. Апробация курсов внеурочной деятельности 2013 - 14 уч.год - 2014 - 15 уч.годВедение кружков "Тропинка к своему Я" и "Учусь создавать проект". Участие в конкурсе проектов и конференциях исследовательских работ.
3. Использование в учебной деятельности современных образовательных технологий Открытые уроки, обмен опытом.
4. Организация оценки учебной деятельности: проведение метапредметных конкурсов, образовательных событий. Участие детей в метапредметных конкурсах, образовательных событиях "Доктор Айболит", "Путешествие в Простоквашино", "Музей за пАРТой".
5. Организация работы с родителями учащихся Проведение родительских собраний с использованием интерактивных форм взаимодействия; индивидуальные консультации.
Аналитический этап (март - май 2015 г.)
1. Проведение повторной диагностики сформированности мотивации учения младших школьников. Март 2015 г. Получены результаты сформированности учебной мотивации и мотивов учения.
2. Анализ результатов реализации проекта, их интерпретация и формулирование выводов. Апрель 2015 г. Проведено сравнение исходных и конечных результатов, сформулированы выводы.
3. Представление результатов реализации проекта. Май 2015 г. Выступление на школьном семинаре, межшкольном фестивале "Шаг к успеху", родительском собрании.
Ожидаемые результаты
Изменения в педагоге Изменения в учащихся Изменения
в образовательном
процессе Изменения в родителях Методические продукты
1. Изучены и применяются в урочной и внеурочной деятельности современные образовательные технологии.
2. Освоены новые курсы внеурочной деятельности.
3. Использует в преподавании демократический стиль.
4. Изучены интерактивные формы взаимодействия с родителями.
5. Повышение квалификации в области педагогической психологии.
5.Владеет методами и приёмами формирования личностных характеристик обучающихся, использует индивидуальный подход к ребенку на основе признания его уникальности и ценности. 1. Повышение уровня положительной учебной мотивации.
2. Сформированность "внутренней позиции ученика".
3. Возникновение эмоционально - положительного отношения к школе.
4.Появление нового уровня самосознания.
5. Сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения.
1. Использование в учебном процессе новых образовательных технологий.
2. Введение новых курсов внеурочной деятельности.
3. Проведение метапредметных конкурсов, образовательных событий. 1. Владеют знаниями о возрастных особенностях младших школьников и условиях формирования личности ребёнка.
2. Созданы доверительные отношения с детьми, проявляют искреннюю заинтересованность в устранении трудностей ребёнка.
3.Совместно с педагогом анализируют проблемы и заинтересованы в поиске форм помощи ребёнку.
1. Рабочие программы по учебным предметам УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями с ФГОС.
2. Программы курсов внеурочной деятельности.
2. Технологические карты уроков с использованием современных образовательных технологий.
3. Банк диагностических материалов для изучения учебной мотивации и процессов, с ней связанных.
4.Банк моделей родительских собраний, рекомендаций, лекций, разработок совместных мероприятий.
Результаты реализации проекта и перспективы использования
Результаты диагностического обследования учебной мотивации у младших школьников в результате реализации проекта показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, разработанная модель является эффективной.
В результате проведенного педагогического исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Это значит, что демократический стиль преподавания, использование современных образовательных технологий, нацеленных на достижение высокого уровня усвоения содержания и стимулирование познавательных мотивов, система оценивания, организация внеурочной деятельности, направленной на формирование познавательных интересов и сохранение психологического здоровья учащихся эффективное взаимодействие с родителями, положительно влияют на формирование положительной учебной мотивации. Это доказывают следующие результаты.
Интерпретация результатов до и после реализации проекта
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. ЛускановойЦель: выявление уровня школьной мотивации учащихся.
Анализ результатов исследования уровня школьной мотивации показал следующее:
Показатели уровня школьной мотивации контрольной и экспериментальной группы до и после реализации проекта
Таблица 1
Показатели контрольной группы
№ Название
показателей До проведения
эксперимента
(3 класс), % После проведения эксперимента
(4 класс), %
1. Высокий уровень 0 0
2. Хорошая мотивация (средний уровень) 21 18
3. Положительная мотивация 29 25
4. Низкий уровень 43 46
5. Негативное отношение(дезадаптация) 7 11
Те же данные мы отобразили на рис. 1 для большей наглядности описанных результатов.
\s
Рисунок 1 - Показатели уровней школьной мотивации в контрольной группе до и после реализации проекта.
Интерпретация данных уровня школьной мотивации
в контрольной группе до и после реализации проекта
Из полученных данных мы видим, что в контрольной группе до реализации проекта (начало 3-го класса) преобладал низкий уровень мотивации – 43% (12 чел.), негативное отношение к школе (дезадаптацию) испытывали 7 % учащихся (2 чел.), внешнюю мотивацию имели 29 % (8 чел.), хорошую – 21 % (6 чел.), а высокий уровень (внутренняя мотивация) – отсутствовал.
После реализации проекта (конец 4-го класса) существенных изменений в контрольной группе не произошло: на 3% (на 1 чел.) увеличилось количество учащихся, имеющих низкий уровень (46%), на 4% - с дезадаптацией (на 1 чел.), на 4% уменьшилось число детей с положительной учебной мотивацией, также уменьшились показатели хорошей мотивации до 18% (на 1 чел.), высокий уровень мотивации по-прежнему отсутствует.
Итак, мы определили, что к концу обучения в начальной школе в контрольной группе снизились показатели хорошей и положительной мотивации и повысились показатели низкого уровня и негативного отношения к школе. Это говорит о том, что большинству учащихся не нравится находиться в школе, им чаще хочется остаться дома и нравится, когда отменяют уроки. Эти дети испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Таблица 2
Показатели экспериментальной группы
№ Название
показателей До проведения
эксперимента
(3 класс), %, После проведения эксперимента
(4 класс), %,
1. Высокий уровень 13 23
2. Хорошая мотивация (средний уровень) 30 40
3. Положительная мотивация 13 17
4. Низкий уровень 37 17
5. Негативное отношение (дезадаптация) 7 3
Те же данные мы отобразили на рис. 2 для большей наглядности описанных результатов.
\s
Рисунок 2 - Показатели уровней школьной мотивации в экспериментальной группе до и после реализации проекта
Интерпретация данных уровня школьной мотивации
в экспериментальной группе
В экспериментальной группе до реализации проекта преобладал низкий уровень мотивации - 37% (11 чел.), негативное отношение к школе (дезадаптацию) испытывали 7 % учащихся (2 чел.), внешнюю мотивацию имели 13% (4 чел.), хорошую мотивацию - 37% (11 чел.), а высокий уровень учебной активности проявляло 13% учащихся (4 чел.).
После проведения формирующего этапа эксперимента уменьшилось на 10% количество детей со средним уровнем (на 3 чел.), на 10% увеличилось количество учащихся (на 3 чел.), имеющих высокий уровень мотивации и на 4%, имеющих внешнюю мотивацию (1 чел.), уменьшились на 20 % показатели по низкому уровню (на 6 чел.) и по негативному отношению к школе (на 1 чел.).
Сравнительный анализ выявил, что после реализации проекта в экспериментальной группе значительно увеличилось количество учащихся, имеющих стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования, а также меньше стало детей, испытывающих трудности в обучении, в общении с одноклассниками и во взаимоотношениях с учителем.
Методика «Изучение школьной мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
Таблица 3
Показатели преобладающих мотивов в контрольной группе
до и после реализации проекта
№ Название
показателя До проведения эксперимента
(3 класс), %
После проведения эксперимента
(4 класс), %
1. Учебный мотив 16 15
2. Социальный мотив 13 12
3. Позиционный мотив 55 53
4. Мотив получения отметки 9 10
5. Игровой мотив 2 2
6. Внешний мотив 6 8
Те же данные мы отобразили на рис. 3 для большей наглядности описанных результатов.
\s
Рисунок 3 - Показатели преобладающих мотивов в контрольной группе
до и после реализации проекта.
Интерпретация данных преобладающих мотивов
в контрольной группе до и после реализации проекта
Из полученных данных видно, что показатели контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе нашего исследования изменились не значительно. Учащиеся данной группы имеют сравнительно высокие показатели позиционного мотива – 53%. Это говорит о стремлении занять определённую позицию в отношениях с одноклассниками и учителем, получить их одобрение, заслужить авторитет, а также желании оказывать влияние на других учеников и занять место лидера. Произошло увеличение показателей по внешнему мотиву (с 6% до 8%), когда учебная деятельность осуществляется ради достижения определённого положения среди сверстников и из-за давления родителей и учителя. На 1% снизились показатели учебного и социального мотивов.
Таблица 4
Показатели преобладающих мотивов в экспериментальной группе до и после реализации проекта
№ Название
показателя До проведения эксперимента
(3 класс), %
После проведения эксперимента
(4 класс), %
1. Учебный мотив 16 24
2. Социальный мотив 14 25
3. Позиционный мотив 53 42
4. Мотив получения отметки 10 6
5. Игровой мотив 2 1
6. Внешний мотив 7 2
Те же данные мы отобразили на рис. 4 для большей наглядности описанных результатов.
\s
Рисунок 4 - Показатели преобладающих мотивов в экспериментальной группе до и после реализации проекта.
Интерпретация данных преобладающих мотивов
в экспериментальной группе до и после реализации проекта
По окончанию формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошли существенные изменения: значительно снизились на 4% показатели мотивов получения отметки – с 10% до 6%, позиционного на 11% – с 53% до 42%, внешнего на 5% – с 7% до 2% и повысились показатели внутренних мотивов (учебного – с 16% до 24% и социального – с 14% до 25%). Это говорит о положительных изменениях ведущих мотивов в ходе формирующего эксперимента: учащиеся стали больше ориентироваться на овладение новыми знаниями и взаимодействие с одноклассниками и учителем. Высокие показатели позиционных мотивов подтверждают, что младшего школьника привлекает в большей степени роль ученика и желание получить одобрение учителя и одноклассников. Снижение показателей возможно связано с удовлетворением этой потребности в ходе реализации разработанной модели.
Опросник «Оценочная деятельность учителя» И. Ю. Кулагиной
Таблица 5
Показатели оценочной деятельности педагогов контрольной и экспериментальной группы
Показатели (баллы) Стиль общения
Педагог
контрольной группы 27 авторитарный
Педагог экспериментальной группы 31 демократический
Интерпретация данных оценочной деятельности учителя
в контрольной и экспериментальной группах
По полученным данным мы видим, что в контрольной группе обучение ведётся педагогом, стиль преподавания которого является авторитарным (27 баллов), формирующий «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации.
В экспериментальной группе преподавание педагогом осуществляется в демократическом стиле (31 балл), который, наоборот, способствует формированию «внутренней» мотивации, нацеленной на учебно-познавательную деятельность и установлению взаимоотношений одноклассниками и педагогом.
Заключение
В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза о том, что реализация специально разработанной модели в классе будет способствовать формированию положительной учебной мотивации, подтвердилась. Это значит, что обучение по личностно-ориентированному УМК, демократический стиль преподавания, использование современных образовательных технологий, нацеленных на достижение высокого уровня усвоения содержания и стимулирование познавательных мотивов, организация внеурочной деятельности, направленной на формирование и сохранение психологического здоровья учащихся и привлечение к этому процессу родителей, положительно влияют на формирование учебной мотивации.
Повышение уровня школьной мотивации служит критерием положительной динамики в обучении и развитии младшего школьника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в деятельности педагогов, работающих в начальных классах, в среднем и старшем звене, для работы по формированию учебной мотивации обучающихся.
Список литературы
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: 1972.
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972, С. 7- 44.
Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002. – 489 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39с.
Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 285с.
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999.-464 с.
Приложение
Приложение 1
Методика оценочной деятельности учителя
(И.Ю. Кулагина)
Инструкция.
Уважаемые коллеги! Пожалуйста, прочтите ряд предложений. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Выделите одно из трех предложенных, с которым вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.
Отметка выражает мнение учителя о знаниях ученика.
да, только мнение учителя;
отметка может отражать и мнение класса;
не знаю.
Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, учитель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь.
согласен;
не согласен;
не знаю.
Школьнику нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами.
нужно;
не обязательно;
не нужно.
Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметка за всю сделанную работу.
не согласен;
согласен;
не знаю.
Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость.
согласен;
не знаю;
не согласен.
Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли.
как правило;
редко;
в этом нет необходимости.
Отметка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом.
согласен;
не согласен;
не знаю.
Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа.
да, это справедливо;
нет, это неверно;
это спорный вопрос.
9. Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей.
регулярно;
изредка;
нет, на это никогда не остается времени.
10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания.
да, достижение результата - объективный критерий оценки;
нет, важно учесть и нестандартные способы решения;
не знаю.
11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга.
да, не следует увлекаться чем-то одним - похвалами или замечаниями;
нет, положительных оценок должно быть больше;
нет, полезнее преобладание отрицательных оценок.
12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь.
обязательно;
не обязательно;
помогать во время опроса не нужно.
13. Активность школьника на уроке - еще не показатель продуктивности его работы.
нет, это взаимосвязанные моменты;
да, поэтому саму по себе активность не стоит высоко оценивать;
да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают.
14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенные в эту работу.
это нужно делать только в начальных классах;
такой учет необходим во всех классах;
не знаю, нужно ли это.
15. В условиях современной школы щадящие отметки исключены.
да, это проявление процентомании;
нет, использование щадящих отметок гуманно по отношению к детям;
трудно сказать.
16. Если из-за оценки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной оценки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно.
согласен;
не знаю;
не согласен.
17.Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковыеспособности и разное отношение к учению.
не согласен;
согласен;
не знаю.
18.Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе.
да;
нет;
не всегда.
19.Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена.
да, всегда;
да, иногда;
нет, это ученик должен понимать сам.
. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках.
изредка;
всегда;
практически это недостижимо.
Полученные данные обрабатываются по ключу.
№ вопроса № ответа балл № вопроса № ответа балл № вопроса № ответа балл № вопроса № ответа балл
1 1 0 6 1 2 11 1 1 16 1 0
2 2 2 1 2 2 2 1
3 1 3 0 3 0 3 2
2 1 0 7 1 0 12 1 2 17 1 2
2 2 2 2 2 1 2 0
3 1 3 1 3 0 3 1
3 1 2 8 1 0 13 1 2 18 1 0
2 1 2 2 2 0 2 2
3 0 3 1 3 1 3 1
4 1 0 9 1 2 14 1 1 19 1 2
2 2 2 1 2 2 2 1
3 1 3 0 3 0 3 0
5 1 0 10 1 0 15 1 0 20 1 1
2 1 2 2 2 2 2 2
3 2 3 1 3 1 3 0
Интерпретация
Если сумма составила меньше 28 баллов, стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции.
Если общий балл оказался в интервале 28-33, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся.
Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения считается либеральным: у учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что такой стиль дает хорошие результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.
Приложение 2
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. ЛускановойЦель: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет), начальная школа (10,5 – 11 лет).
Форма оценивания: индивидуальная беседа (6,5 – 7 лет); фронтальный письменный опрос (10,5 – 11 лет).
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывают по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- да
- не очень
- нет
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение 3
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников»
М.Р. Гинзбурга
Цель: выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали:
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) я буду считаться плохим учеником;
в) товарищи будут смеяться надо мной;
г) мама будет расстроена;
д) учительница будет недовольна;
е) я весь класс тяну назад;
ж) меня накажут дома;
з) мне не купят красивую вещь.
Обработка данных.
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов
Таблица обработки результатов
Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений
1 2 3 4
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к 2
3
4
4
3
3
3
0
0
5 3
3
0
4
1
3
4
3
-
- 5
3
3
3
3
0
0
4
-
- 5
2
3
3
3
3
4
0
0
-
Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Таблица
Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41—48
II 33—40
III 25—32
IV 15—24
V 5—14
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
— нормальный (средний) уровень мотивации учения;
— сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл.). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений
1 2 3 4
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к О
П
С
С
П
П
П
В
В
У П
П
В
С
И
П
У
П
-
- У
П
П
П
П
В
В
С
-
- У
О
П
П
П
П
С
В
В
-
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.