Статья Формирование орфографического самоконтроля
Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ ООШ №52
г. Тюмени Кадыровой Ольги Игоревны по теме:
«Формирование орфографического самоконтроля».
Первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся.
В практике своей работы я использую приемы, которые может использовать любой учитель начальной школы для формирования орфографического самоконтроля.
1. Выделение орфограмм зелёной пастой.
Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.
Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:
- большая буква в начале предложения, в именах собственных;
- знаки препинания в конце предложения;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
- разделительные Ъ, Ь, Ь – показатель мягкости;
- двойные согласные; безударные гласные;
-правописание предлогов и приставок;
-парные согласные; непроизносимые согласные;
Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.
Также можно использовать орфографические пятиминутки на каждом уроке русского языка с комментированием на доске и использованием зеленого мела.
Например: живет, семья, Маша, чудо, солнце, дуб, кормил, съезд, мыши, лень, чаща, речка, печной, трубка, пронес.
2. Придумывание ассоциаций к словарным словам.
К словарным словам вместе с детьми придумывать ассоциации, использовать мимику и жесты.
Например: арбуз – ах! Как вкусно! (дети выражают эмоции, но без звука) Береза – белая (показывают на белый цвет), горох – круглый (показывают кружок из пальцев), дежурный – показывают жестом – где? Мальчик- чик-чик (резка ножницами), машина – мама едет.(показывают руль).
Рисование к словарным словам рисунков-ассоциаций. Например: медведь – мед, собака – сок, девочка - очки, Москва- мост, стакан – буква А тонет в стакане, осина - летают осы,..
3. Использование жестов.
При предупредительном диктанте дети используют жесты: парный согласный - поднимают обе руки (пара), при показе жи-ши, показывают на пальцах букву и, при мягком знаке - соединяют ладошки и кладут к щеке, при написании твердого знака – стучат по ладошке, при написании предлогов - руки отводят в сторону, при написании приставок - руки соединяют, при безударном гласном показывают сигнал- указательный палец прикладывают к вискам (подумай), если слово пишется с большой буквы- дети поднимают руку вверх и т.п.
4. Использование различных диктантов.
Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:
*Предупредительный: детям необходимо найти орфограммы и подчеркнуть их зеленой пастой.
*Объяснительный: дети по цепочке объясняют орфограммы.
*Диктант с пропущенными буквами: списать текст, вставляя пропущенные буквы.
*Диктант-доказательство:
Например: мед (медом), живет - жив, жи, поляна – поле, плачешь- глагол 2 лица ед. числа, солнце - солнышко, за лесом – за чем?
*Зрительный диктант.
Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.
*Какографический диктант.
Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок.
5.Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.
Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками.
Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Для этого я сильным учащимся ставлю галочку в предложении, где допущена ошибка, средним ученикам – подчеркиваю слово с ошибкой, слабым – зачеркиваю букву с ошибкой.
6. Применение наглядности в обучении орфографическому самоконтролю.
На уроках мы придумываем и схемы, и опорные таблицы, и формулы, и другие специальные значки. Всё это – условные обозначения. Работа с ними делает урок интереснее. Дети учатся думать, спорить, размышлять. Данные схемы мы составляем в начале урока в зависимости от изучаемой темы и используем несколько уроков, как подсказки, пока дети не усвоят материал.
Заключение.
Основная идея работы состояла в изложении наиболее эффективных приёмов, способствующих формированию орфографического самоконтроля как одного из компонентов учебной деятельности.
Целесообразность применения того или иного приёма работы требует от учителя тщательного продумывания цели выполняемого упражнения, изучения его содержания, особенности выполнения.