Организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии 5-9 классы
Организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологииПроектная работаВыполнила : Л.Н. Плотникова Калининский р-н МОУ «Тверская СОШ»
Актуальность проектаУспешное овладение знаниями общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Новое время поставило перед школой новые задачи. Одна из главных – раскрытие способностей каждого. Для решения этих задач был разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Работа с одаренными детьми в рамках олимпиадного движения частично решает возникшую проблему.
Цели и задачи проектаИзучить нормативную базу по теме.Подготовить методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.Разработать модель олимпиадных заданий школьного этапа по биологии для 5-9 классов.
Специфика проведения школьного этапа олимпиады по биологииШкольный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к их проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципалитета. Проведению Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде. Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы комплект заданий участник может забрать, а лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки.
Механизм проведения школьного этапа олимпиады по биологииШкольный этап Олимпиады по биологии проводится в один тур – теоретический. В нем принимают участие обучающиеся 5-9 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде. Для проведения школьного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри. Длительность составляет 2 астрономических часа (120 минут). В 5 классе продолжительность олимпиады не более 45 минут.
Механизмы реализации проектаПри проведении школьных олимпиад;При проведении предметной недели;В работе с одаренными детьми;При организации внеурочной деятельности;Использовать как КИМы в конце учебного года.
Характеристика заданий школьного этапа олимпиады по биологииОлимпиадные задания содержат 3 части. Для 5 класса : І часть - задания предусматривает выбор правильного ответа из предложенных; ІІ часть - требуют записи ответа; ІІІ часть –требует умения выделять из текста факты и по ним определить объект. Задания для 6-9 классов : І и II часть - тест с выбором ответа; ІІІ- задание на определение правильности суждений; ІV- часть на установление соответствия.
Таким образом в Олимпиаде используются различные типы заданий , в том числе: иллюстрации, ребусы, таблицы, которые будут способствовать расширению кругозора обучающихся и мотивировать их на получение новых знаний.{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}КомплектI частьII частьIII частьIV часть5 класс12216 класс105127 класс155128 класс208129 класс251012
Примеры олимпиадных заданий 5 класс.Какие известные тебе растения занесены в «Красную книгу» ?1234
6 класс Реши ребус и запиши названия растений и животных .
7 класс Установите соответствие между рисунками и зашифрованными названиями животных.123456а) ЯТЕЛДб) ЕМДЕЬВДв)АЖБАг) АУХГЛЬРд) МЬШЕЛе) ЖЁ123456
9 класс Установите соответствие между формулами семейств цветковых растений и названиями семейств. Органоиды: Процессы:1. Хлоропласты А. Синтез белка 2. Ядро Б. Репликация ДНК3. Митохондрии В. Окислительное фосфорилирование 4. Лизосомы Г. Фотосинтез 5. Рибосомы Д. Расщепление белков {00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Органоид12345Процесс
Ожидаемые результатыДля учителя: - совершенствование педагогического мастерства и организаторских качеств учителя.- получение модели заданий школьного уровня олимпиады которая может быть применена в работе.Для учащихся: -повышение мотивации к обучению-расширение кругозора обучающихся-развитие потенциала ученика
Список литературы и интернет- ресурсов. Учебники биологии, включенные в федеральный перечень учебников,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общегообразования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (приказМинобрнауки от 19.12.2012 г. №1067. (http://www.edu.ru/dbminobr/mo/Data/d_12/m1067.html)2. Биологические олимпиады школьников. Вопросы и ответы: методическоепособие. Под ред. В.В. Пасечника.–М.:Мнемозина, 2012.3. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 1 под. Ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2008.4. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 2 под. Ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2011.5. Биология. Международная олимпиада. Серия 5 колец. Ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2009.Интернет-ресурсы1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, атакже методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе«Биология» портала www.rosolymp.ru.2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org .3. Раздел сайта издательства «Дрофа», посвященный вопросам подготовки колимпиадам – http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other/.