Статья на темуКлассификация упражнений на развитие неподготовленной речи
Классификация упражнений на развитие неподготовленной речи
Определение понятия неподготовленной речи является конечной целью обучения устной речевой деятельности. Именно поэтому неподготовленная речь представляет не только теоретический, но и значительный практический интерес. От содержания понятия «неподготовленная речь» во многом зависит построение рациональной системы упражнений, а, следовательно, и успех в обучении данному виду речевой деятельности. Недостаточно ясное разграничение понятий неподготовленной и подготовленной речи таит в себе большую опасность. Их смешивание может привести к недопустимой подмене одного типа упражнений другим. [3]
Существует множество дефиниций неподготовленной речи.
С.М. Мануйлов считает, что неподготовленная речь – это «экспромтная речевая деятельность, требующая использования пройденного материала в раннее не встречавшихся ситуативных комбинациях» [4]Л.К. Левай придерживается мнения, что «неподготовленная речь – это спонтанная речевая деятельность, основанная на собственной речевой инициативе говорящего и на его способности к импровизации» [5]
В.И. Шкапурин называет неподготовленную речь спонтанной и определяет ее как умение выразить свободно средствами чужого языка любую мысль в пределах предусмотренной программой тематики фонетически и грамматически правильно».
С точки зрения психологии неподготовленная речь – это естественная деятельность, необходимость совершения которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей – их стремление сообщить или узнать что-то новое в предметах и явлениях окружающего мира. В соответствии с этим в методике обучения данному виду речевой деятельности различают две стороны неподготовленной речи: говорение и понимание на слух (аудирование). Таким образом, в методике, обучение неподготовленной речи означает, естественная речевая деятельность, предполагающая такой уровень развития навыков и умений, при котором обучаемый в состоянии практически безошибочно и в естественном темпе говорения применять изученный языковой материал в целях осуществления реальной коммуникации. Этот уровень владения языком позволяет учащемуся опираться при построении собственного высказывания на сформированные речевые автоматизмы и полностью сосредоточиться не на форме, а содержании высказывания [1].
Как известно, под упражнением в психологии понимается определенным образом организованное многократное выполнение действия, направленное на овладение самим действием[3]. В свою очередь, в методике под упражнением понимается не только то, что связано с тренировкой, а любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом и имеющая структуру: постановка задачи, указания на пути ее решения (опоры, ориентиры), ее решение и контроль [2]. Следовательно, для овладения неподготовленной речью прежде всего необходимы упражнения в собственно неподготовленной речевой деятельности. Эти упражнения должны максимально воссоздать условия реальной коммуникации, поэтому называются естественно-коммуникативными. Чаще всего такие упражнения состоят из коммуникативного задания учителя и высказывания ученика. Коммуникативное задание мотивирует высказывание ученика.[3] Приведем примеры естественно-коммуникативных упражнений. Situations à développer: 1. Vous avez une mauvaise grippe. Que faites–vous pour guérir le plus vite possile. 2. Vous êtes médecine. Votre client se plaint d'avoir de la fièvre. Comment allez–vous le soigner? Ожидаемое высказывание – монолог-описание. К естественно-коммуникативным могут быть причислены следующие виды упражнений: вопросо-ответные упражнения (с тем, однако, условием, что вопрос требует от обучаемого высказать свою точку зрения по той или иной теме); беседа в заданной ситуации (называются лишь обстоятельства, при которых исходит акт коммуникации, но не его содержание); комментирование какого-либо события, эпизода из книги, статьи, фильма; беседа-дискуссия по какому-либо вопросу (данный вопрос обязательно должен вызывать со стороны обучаемых живой интерес, иначе акт реальной коммуникации не состоится, так как в нем не будет никакой потребности); различные игровые упражнения, требующие от обучаемого неподготовленного высказывания собственных суждений и т.д.[3]
Совершенно очевидно, что до употребления неподготовленной речи, ученики должны пройти определенный подготовительный этап, на котором речевая коммуникация сопровождается рядом учебных установок, направленных на преодоление трудностей и поэтому не может рассматриваться как реальная. Их принято называть учебно-коммуникативными.[3]
С психологической точки зрения различие между этими двумя видами упражнений состоит в том, что первые всегда представляют собой неподготовленные высказывания собственных мыслей или собственных интерпретаций мыслей других лиц без регламентирования употребления языкового материла, в то время как во вторых всегда содержится требование передачи заранее известного содержания с использованием при этом, как правило, определенных заданных языковых знаков. Например, ученикам предлагается составить рассказ по следующим ключевым словам (Décrivez un marché de votre ville natale ou de votre village en employant les mots et les expressions suivants: au centre de la ville (du village), assez loin de mon quartier; être ouvert chaque jour; les paysans transportent leurs produits; les camions chargé de... ; la vue et la transportation de ces produits; des montagnes multicolores; appeler les clients; c'est la saison. Данное упражнение является учебно-коммуникативным, так как оно требует от обучаемого использования определенных лексических единиц, что, безусловно, заставляет его направить внимание на языковую форму в ущерб содержанию.
Таким образом, упражнения, направленные на развития неподготовленной речи способствует интенсификации учебного процесса, а также сокращению общего времени обучения устной речи на иностранном языке. Именно поэтому классификация упражнений очень важна, но, безусловно, это – не единственная проблема, связанная с развитием неподготовленной речи.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
http://www.dioo.ru/sistema-uprazhneniy.htmlН.С. Обносов. К вопросу о содержании понятия неподготовленной речи и классификации упражнений, направленных на ее развитие.
С.М. Мануйлов. К вопросу о развитии навыков неподготовленной речи. «Тезисы для Межвузовской конференции по методике преподавания иностранных языков в вузе» стр. 63
Л.К. Левай. К вопросу о развитии неподготовленной речи на 3 курсе языкового вуза. Канд. Дисс., М., 1965, стр. 111.
В. И. Шкапурин. К вопросу о типах в видах упражнений для развития спонтанной речи в языковом вузе. «Тезисы докладов 7 Межвузовской конференции по методике преподавания иностранных языков на факультетах и в институтах иностранных языков (21 – 23 января 1965 г.) имени В.И. Ленина. 1965 стр.20.