«Японское хокку. Своеобразие, идеи»
План подготовки урока литературы для обучающихся 7-го класса.
Тема урока: «Японское хокку. Своеобразие, идеи».
Класс: 7
Методическая цель урока: показать использование современных образовательных технологий на уроке освоения новых знаний.
Задачи:
-образовательная: дать представление о японской поэзии хокку; научить определять понятия и строить умозаключения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
- развивающая: развивать культуру общения и речи, совершенствовать исследовательские способности учащихся, углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества.
- воспитательная: воспитывать интерес к поэзии, к культуре другой страны; воспитывать уважение к межкультурным различиям
Тип: урок освоения новых знаний
Вид урока: урок-беседа
Методическое обеспечение урока: мультимедийная установка, презентация. Таблица «Знаю/Хочу узнать»
Какие приемы использует преподаватель для формирования УУД: словесный (беседа), объяснительно-иллюстративный (презентация), практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).Время проведения: 3-й урок, с 11.05 до 11.50
Место проведения: кабинет русского языка № 36.
План урока:
Организационный момент. Целеполагание.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Этап первичного закрепления полученных знаний.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Формулирование домашнего задания
№ п/пНаименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1 Технология критического мышленияАктуализация опорных знаний. Этап закрепления полученных знаний
2 Технология проблемного обучения Актуализация опорных знаний.
3 Технология личностно-ориентированного обученияРефлексия4 Информационно-коммуникативная технологияРабота с презентацией на протяжении всего урока.
Ход урока:
Организационный момент. Целеполагание.
Учитель: Здравствуйте, сегодня мы с вами вновь прикоснемся к миру прекрасного – миру поэзии. Это будет поэзия самой загадочной и неповторимой страны – Японии. (Приложение 1 слайд 1)
Актуализация опорных знаний.
1)Учащимся предлагается лингвистическая задачка: Отгадайте спрятанное слово. (Приложение 1 слайд 2) (Применение технологии критического мышления)
- Как вы догадались, что это за слово? ("Всматривайтесь" – лексический повтор слова «увидите». Подобрали синоним)Почему так настойчив восточный мудрец? - на этот вопрос мы ответим в конце урока. (Применение технологии проблемного обучения)
3.Изучение нового материала.
Посмотрите еще раз на тему урока. Выделите ключевые понятия и подумайте, о чем пойдет речь (о Японии, о хокку)
-Зафиксируйте этот этап урока в таблице Знаю/Хочу узнать
Знаю Хочу узнать Узнал
- Какие цели урока поставили? (узнать что такое хокку, сделать вывод об их своеобразии, научиться читать и понимать хокку).
- Какие ассоциации вызывает слово «Япония»? (Марки автомобилей, мотоциклов, восточные единоборства, бытовая техника) Но Япония – это не только современные технологии, развитая промышленность, единоборства. В нашу сегодняшнюю жизнь прочно вошли оригами, икебана, нэцкэ. Не раз вы, наверное, слышали о самураях. (Приложение 1 слайд 3)
Краткие сообщения обучающихся о данных понятиях.
(Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
Икебана – это традиционное японское искусство аранжировки, создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала;
Нэцкэ – миниатюрная скульптура.
Самураи — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «бу» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством, но такое сравнение во многом неточно.)Эти понятия и явления – неотъемлемая часть культуры Японии. Культуры, которая имеет многовековую историю, традиции в которой сохраняются неизменными на протяжении многих столетий.
Мы с вами познакомимся с японскими лирическими стихами – хокку (хайку) (Приложение 1 слайд 4). Их отличает своеобразие поэтики и предельная краткость. Возникновение хокку связано с развитием в XVI веке шуточной поэзии хайкай. Более древним видом японской поэзии являются пятистишия – танка. Первыми поэтами были придворные императора. Считалось похвальным умение по любому поводу и тут же, на месте, создать стихотворение. Темы стихотворений: времена года, любовь, разлука, странствия.
В XVII веке произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую. Хокку – не просто поэтическая форма, а нечто большее – определенный способ мышления, особый способ видения мира. Создателями этого жанра были князья и воины-самураи, монахи и учителя, врачи и художники.
Во тьме безлунной ночи
Лисица стелется по земле,
Крадется к спелой дыне.
Хокку(хайку) – японское лирическое стихотворение о природе, о нерасторжимом единстве природы и человека. В хокку всегда есть какая-то недоговоренность, мудрость, философская мысль. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой, состоит из 3 строк, содержит 17 слогов (с внутренним делением на три неравные части по числу слогов 5-7-5). Рифмы в хокку нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия – предмет большой заботы японских поэтов (Приложение 1 слайд 4)
Стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству. Это гармонирует с природой Японии, где растут карликовые сосны, где сад часто состоит из крошечного участка, на котором разбросаны 5-7 камней. В хокку японские поэты достигли предельной лаконичности. Каждое стихотворение – всего лишь три строчки. А в них – жизнь человека и природы в их нерасторжимом единстве.
Этап первичного закрепления полученных знаний. (Применение технологии критического мышления)
Прочитайте хокку японского поэта Кобаяси Исса (Приложение 1 слайд 5)
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
-Почему мы назовем это стихотворением? (есть ритм, можно определить размер)
-Какие образы увидели? (жизнь – капелька росы)
-Какая росинка? Опишите словами. (прозрачная, чистая)
-Замечаем ли мы такую мелочь? А между тем она – как жизнь. Почему? (проходит мимо, незаметно)
-Что еще необычного для стихотворения увидели? (отсутствует рифма)
-О чем стихотворение? (размышления о быстротечности жизни)
Японский поэт не дает подробного рассказа о предмете или явлении, он только будит мысль читателя. Хокку является для читателя намеком, импульсом, посланным поэтом. Японский поэт ждет, что читатель станет соавтором: что-то додумает, что-то дочувствует, о чем-то догадается. Образы, которые заключены в этих стихах, должны вызвать у читателя какие-то ассоциации, чувства, настроения. Эти стихи нельзя читать быстро, нужно вдумываться.
2) Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой!
Басё (Приложение1 слайд 6)
- Что представили? (картину описанного)
- Какой пион? Опишите. (яркий, душистый)
- Какая пчела? Опишите. (маленькая, желтая)
- О чем стихотворение? (о том, что у каждого есть такое место, которое не хочется покидать)
3) Учащимся предлагается в парах заполнить таблицу. Подготовить понравившееся хокку к выразительному чтению.
ХоккуЧто я себе представил Ассоциации О чем я подумал, прочитав хоккуПроверка.
-Читаем, обмениваемся мыслями. (Учащиеся выразительно читают хокку, анализируют прочитанное по таблице).
5.Рефлексия. (Применение технологии личностно-ориентированного обучения)
Подведем итог. Что лежит в основе хокку? (образ-картинка) Он философски переосмысливается. Автор приглашает читателя к соавторству, недоговаривает. В минимальном объеме скрыт глубокий смысл.
Учащимся предлагается попробовать придумать последнюю строчку хокку.
- Придумайте последнюю строчку хокку. (Приложение 1 слайд 7 – 15), (Приложение 2)
6.Подведение итогов урока.
Мацуо Басё в конце своей жизни написал: «Моя поэзия - вещь бесполезная…» Вы согласны с этим высказыванием?
- Вспомните, какой вопрос ставился в начале урока. К чему так настойчиво призывал восточный мудрец? (Беречь всё живое, жалеть всё живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.)- Заполните таблицу «Узнал».
-Удалось ли достичь целей, которые вы поставили перед собой?
-Что понравилось/не понравилось на уроке?
7. Формулирование домашнего задания
Написать сочинение на тему «О чем рассказало мне хокку? (Приложение1 слайд 16)