Документ по изо на темы «Натюрморт. Фрукты»


МБОУ «УСТЬ-КЯХТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспект урока
« Натюрморт. Фрукты»
Выполнила: Джирингова Флюра Гамидовна
Класс: 3 «б»
2015 г.
Конспект урока
1) Дата: 08.10.15
2) Название учебной дисциплины: изобразительное искусство
3) Вид занятий: рисунок с натуры
4) Тип урока: комбинированный
5) Тема урока: « Натюрморт. Фрукты»
6) Цели урока:
- образовательная: знакомить с понятием «натюрморт»;
- развивающая: развивать творческое воображение;
- воспитательная: воспитывать внимательность и аккуратность.
7) Задачи урока: научить рисовать натюрморт с натуры; учить этапам рисования натюрморта.
8) УУД:
- Предметные: знать определение «натюрморт»; освоить последовательность выполнения работы.
- Личностные: учиться высказывать своё мнение; планировать время, работу, и оценивать её результаты, развивать внимание.
- Познавательные: умение самостоятельно определить тему урока, анализ объекта с целью выделения существительных признаков; осуществление актуализации личного опыта.
- Коммуникативные: выражать свои мысли, формировать свою точку зрения и отстаивать её.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
9) Оборудование:
- для учителя: наглядный образец, репродукция художественных произведений, меловая наглядность (мелки), компьютер, интерактивна доска, проектор, фрукты.
- для учащихся: альбом, краски, кисти, палитра, ластик, карандаш, баночки с водой, палитра, тряпочки.
10) План урока:
№ Этапы урока Время Содержание учебной работы Деятельность учащихся Примеча-ние
1 Орг. момент 1-2 - Здравствуйте!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Посмотрите, всё ль на месте,
Всё в порядке. - Здравствуйте! 2 Вводная беседа 5-7 - Что же мы сегодня будем рисовать?
- А для того чтобы узнать, угадайте загадки:
- Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко…
- Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, высоко растет …
- Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран – эти вкусные продукты вместе все зовутся …
- Как вы думаете, с каким жанром изобразительного искусства мы сегодня познакомимся?
- Молодцы
- Как вы думаете, что такое натюрморт?
Натюрморт – (от фран. Natur morte – мертвая натура) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в одну группу. В натюрморте изображаются предметы труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба.
- Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасными русскими художниками, такими как Илья Иванович Машков и Иван Фомич Хруцкий.
- Илья Иванович Машков – заслуженный деятель искусств. Основным жанром в котором он наиболее полно и ярко проявил свое дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца.
- А сейчас посмотрите на картину «Натюрморт с маками и васильками»
Описание картины.
- Что изображено на переднем плане?
- Слева.
- Справа
- На заднем плане.
На картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» мы видим щедрые дары лета.
- Иван Фомич Хруцкий – в историю русского искусства вошел своими натюрмортами – эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Его работы имели большой успех.
В 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали.
Описание картины «Цветы и плоды».
- Что изображено на картине?
- На переднем плане?
- Что находится вокруг?
- Скажите, какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.
- Какие цвета преобладают в них? Почему?
- Большую роль играет солнечный свет. Солнечный свет освещая предметы делает их с одной стороны светлыми (свет), а с другой темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов. - Яблоко
- Банан
- Фрукты
-Натюрморт
- Ответы детей
- На покрытом темной скатертью столе, в центре, стоит стеклянный кувшин с алыми маками и нежными колокольчиками. Рядом в коричневой кружке букет синих васильков, а за ним нарядное разноцветное блюдо: одна половина зеленая, другая красная, по центру идет темная полоса.
Вокруг – ягоды и фрукты. В белой вазе – спелые красные с желтыми боками яблоки. Большое белое блюдо доверху наполнено блестящей сочной вишней и темно-бордовой черешней. В блюдце поменьше – горка спелой клубники. На другом конце стола – яркие солнечные лимоны. Художник изобразил фрукты на фоне стены, завешенной белой тканью, а на стене висит декоративная тарелка, с искусственными фруктами – виноградом и нежно розовато-желтыми персиками.
- Сочные, аппетитные нежные плоды. Душистые, хрупкие, благоухающие цветы. Художник объединяет вокруг букета цветов фрукты и ягоды. Великолепный кувшин, стакан с долькой лимона, плетеный короб, заполненный персиками – все эти предметы гармонично вписаны.
- Ответы детей
- Теплые и холодные.
3 Анализ объек-та 3 -У нас сегодня натюрморт из фруктов. Тема очень «вкусная» и рисовать ее приятно.
- А рисовать мы будем банан и яблоко.
- Какую форму имеет банан? Яблоко?
- Какие цвета вы видите на яблоке? На банане?
- Куда падает тень? - Банан продолговатый, яблоко круглое.
- Красноватое яблоко,
Банан желто- зеленый.
Ответы детей. 4 Физ. минут-ка 1-2 «Фрукты»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок,
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. - Повторяют движения. 5 Определение после-дова-тельности 5 - Каждый фрукт имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Итак, с чего начнем рисовать натюрморт?
Последовательность выполнения работы:
1)На подготовительном этапе карандашом, очень светлыми линиями намечаем контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнеет и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отмечаем границы бликов и теней всех предметов натюрморта.
2)На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта. Прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.
3)На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок положенный для изображения теней должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
4)На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз, то на изображение то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре.
5)На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо выделяем какие-то части более насыщенным цветом. Рисунок завершен. 6 Указа-ние к началу работы 1-2 - Ребята, как должен быть расположен альбом?
- Натюрморт должен находится в центре альбома.
- Постоянно сравнивайте ваш рисунок с изображаемым предметом. - В горизонтальном положении. 7 Работа учащихся над рисун-ком 20 - А теперь приступаем к работе.
Во время практической работы делаю целевые обходы, контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, ее качество. 8 Подве-дение итогов работы 3-5 - Что сегодня рисовали?
- С какими художниками мы познакомились?
- Какие картины запомнились?
- А сейчас проведем выставку работ и оценим с вами ваши работы. - Натюрморт
-Илья Иванович Машков и Иван Фомич Хруцкий.
-«Натюрморт с маками и васильками», «Цветы и плоды». 9 Домашнее зада-ние 1 - Рисунок с натуры, аналогичны тому, что рисовали на уроке.
- Спасибо всем за урок. Интернет – ресурсы:
http://hvatalkin.ru/zagadka/844http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-frukty-s-otvetami.htmlhttp://crosti.ru/patterns/00/04/d6/d7ff58f5a6/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82-2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/631573/presentation/6.JPGСамоанализ урока по ИЗО на тему «Натюрморт. Фрукты»
Данный урок проходил в 3 «Б» классе. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми. Для подготовки данного урока мною был изучен материал по данной теме, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).
Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.
Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Поэтому для полного достижения поставленных целей я выбрала именно этот тип урока.
Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием.