Формирование ключевых компетенций учащихся через кейс-технологии и метод проектов.
Направление :Инновационные формы и методы в обучении и воспитании.
Учитель русского языка и литературы Квак М.А.
МБОУ Воздвиженская СОШ
Формирование ключевых компетенций учащихся через кейс-технологии и метод проектов.
В настоящее время школа должна воспитывать активных, инициативных, творчески мыслящих выпускников. Они должны обладать хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, уметь критически мыслить и решать различные проблемные задачи, быть готовыми к самообразованию. Поэтому компетентностный подход к содержанию образования является очень важным, так как успешность человека в его будущей жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций.
У учащихся необходимо формировать ключевые компетенции:
1.Социальную – способность действовать в обществе с учётом позиций других людей.
2.Коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым.
3.Предметную – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
4.Информационную – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
5.Нравственную – способность жить по традиционным нравственным законам.(слайд)
Достижение нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов ведения образовательной деятельности, Развивать компетенции мы можем, оптимизировав познавательный процесс, через использование различных педагогических технологий.
Современное образование строится на деятельностном подходе к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Актуальность опыта работы
Актуальным становится использование кейс –технологии становится в период внедрения новых ФГОС. Компетентностный подход предполагает достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания, умения и навыки Системно-деятельностный подход требует формирования образовательных ситуаций продуктивной, социально значимой деятельности. (слайд)
Гипотеза работы: применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы будет способствовать формированию у учащихся ключевых образовательных компетенций, повышать интерес к предмету, повышать качество знаний.
(слайд)
Цель выступления: представить свой опыт работы использования кейс–технологий при формировании ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (слайд)
Задачи работы:
-представление педагогической литературы по теме;
- представление разработанной группы кейсов, применяемых в своей педагогической работе; (слайд)
Новизна опыта: внедрение в образовательный процесс инновационной технологии, помогающей формировать ключевые компетенций учащихся.
Практическая значимость: возможность использования моего опыта работы по технологии кейсов другими учителями. (слайд)
Описание педагогического опыта
Система образования качественно меняется. Происходят существенные изменения в теории и практике учебно-воспитательного процесса, поэтому учителю нужно знать современные образовательные технологии и использовать их в своей работе.
На сегодняшний день существует масса самых разных методов и приемов преподавания. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. Я в своей работе изучаю новые технологии и методы и стараюсь применять их в своей работе с детьми.
Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Этот метод заинтересовал меня и я решила использовать его в своей работе, он помогает мне активизировать познавательный интерес учащихся, развивать у учащихся ключевых компетенции.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.
Суть этой технологии состоит в том, чтобы усвоение знаний и формирование умений проходило через активную самостоятельной и групповую деятельности учащихся.
(слайд)Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология зародилась в США, а у нас в стране она используется в экономических вузах, на семинарах по повышению квалификации работников разных сфер.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой). (слайд)
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:
-повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
-развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
-развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
-развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
Использование этой технологии в школе позволяет учащимся школы, проигрывая ситуации, проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал. Этот метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, позволяет снять эмоциональное напряжение учащихся.
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
- метод инцидента, когда учащийся должен сам отыскать недостающую информацию
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
При данной технологии учащиеся должны быстро находить нужную информацию, работать в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста, уметь представлять свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, приобретать универсальные учебные действия.
Кейс – описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Один из вариантов кейса: учащимся дается отрывок текста, содержащего нравственную проблему. Учащимся предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Затем сравнивается их варианты с настоящим продолжением текста.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - саsе, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Цели возможно выразить и следующим образом:
· развитие навыков анализа и критического мышления;
· соединение теории и практики;
· представление примеров принимаемых решений;
· демонстрация различных позиций и точек зрения;
· формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Таким образом, цели касаются: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучаемые получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
Примеры кейс-заданий
1.При изучении творчества В.П.Астафьева .(«Конь с розовой гривой»)
- Вспомните и расскажите, почему мальчик остался без ягод?
- Какие черты характера проявил мальчик в этой ситуации?
- Кто и какой выход предложил мальчику?
- Что должна сделать бабушка, когда узнает об обмане?
Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
После обсуждения последнего вопроса возвращаемся к тексту и, дочитав текст, узнаём, что сделала бабушка. Сравниваем концовку рассказа Астафьева и свои варианты. (слайд)
2. При изучении творчества В.Г.Распутина («Васюткино озеро»).
(прочитано начало рассказа)
-Расскажите , зачем Васютка пошёл в тайгу?
-Вспомните и расскажите, почему Васютка заблудился?
-Представьте, что на месте Васютки оказались бы вы, что вы бы сделали?
Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Определяется наиболее верная поведенческая модель.
Домашнее задание : дочитать рассказ, сравнив свои ответы с поведением мальчика, оцените его поведение. (слайд)
(Примеры кейс-заданий) (слайд)
Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно – ролевых игр. (слайд)
Для формирования коммуникативной, познавательной, социальной компетенций я использую в своей педагогической деятельности метод игрового проектирования.
Для учащихся проект позволяет сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, при этом максимально использовать свои способности; Проект позволяет проявить себя, попробовать силы, приложить ранее полученные знания, публично показать результат деятельности;
Для учителя проект - интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать многие компетентности:
анализа проблемы;
целеполагания и планирования деятельности;
самоанализа и рефлексии;
презентации;
поиска необходимой информации;
познавательную компетенцию; (слайд)
Этапы работы над проектом:
-выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
-выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-продумывание хода деятельности и распределения обязанностей;
-сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-подведение итогов, оформление результатов;
-анализ успехов и ошибок (рефлексия), выводы, выдвижение новых проблем исследования. (слайд)
Я считаю, что проектная деятельность развивает учащихся, выводит образование на совершенно новый уровень. Тем более при введении ФГОС проект является обязательным методом обучения. Но что делать сельскому учителю, если класс маленький, если сильных детей нет, если интернета в семье нет. Я думаю, что в этих случаях нужно как раз развивать компетенцию, учить ребят, общаться со своими родными, находить в семье нужную информацию. Начинать нужно с самых простых проектов.
Например, при изучении темы «Профессиональные слова»(6класс) предложить составить проект «Профессиональное древо моей семьи». (слайд)
При изучении темы «Пословицы и поговорки» (7клас) предложить коллективный проект , где каждый учащийся готовит 1 раздел, например, «Любимые пословицы моего класса», «Любимые пословицы наших родителей», «Любимые пословицы учителей», а коллективно в классе создать разделы «Особенности пословиц», «Тематика пословиц». (слайд)
При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» я предлагаю своим ребятам написать проект «Я назову тебя или имена моей семьи», « Как мне тебя называть» (о кличках домашних животных) (слайд)
Перед новогодними каникулами можно предложить поработать над увлекательной темой «О чём рассказал новогодний кулёк». Цель : изучить названия конфет.
Работу над словарными словами можно тоже организовать в проектную деятельность. Можно составить «Паспорт слова» или «Энциклопедию слова..» . Отразив здесь и лексическое значение, и этимологическое, связь с однокоренными словами, представив словообразовательный разбор ,указав слова синонимы и антонимы, показав в каких пословицах, поговорках, названиях книг встречается. (слайд)
Сейчас учащиеся составляют свои портфолио, а я предлагаю ребятам составить портфолио писателей (слайд).
Нынешний год –год литературы, и я предложила учащимся составить книжную полку своей семьи , выполнив творческий проект «Что читали-что читаем, или Книжная полка моей семьи» (слайд)
При изучении темы «Правописание суффиксов –чикщик- » можно предложить проект «Где живёт суффикс –чик- » и «Где живёт суффикс –щик- ».Представив его в виде книжки –малышки или книжки раскладушки.
Творческие проекты «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Ах, лето красное», «Весна красна» предполагают составление стихов, этюдов, слоганов, рисунков по теме проекта.
Я считаю, что кейс –технологию, метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы, при проведении классных часов, внеклассных мероприятий. Она помогает формировать у детей многие из образовательных компетенций: социальную, коммуникативную, информационную, нравственную, познавательную, культуроведческую.
Показателями моей работы по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием кейс-технологий и метода проектов можно считать следующие достижения: участие детей во внеклассной работе, школьных мероприятиях, повышения уровня положительной мотивации к учению, рост уровня качественной успеваемости учащихся тех классов, где я работаю.
Использование современных образовательных технологий, в частности кейс-технологий, способствовало достижению учащимися учебных, личностных результатов, формированию ключевых образовательных компетенций и выразилось в следующих результатах:
-Участие в районной научно-практической конференции с работой «Поэтическое лицо Алтая» (3 место)
-участие с представлением проекта в научном обществе
участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе
-участие во Всероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус»
-участие в региональном конкурсе «Взгляд молодых» (сертификат, публикация работы в сборнике)
- участие в марафоне , посвящённом творчеству М.Ю.Лермонтова – 6 человек (диплом за 3 место, сертификаты за 4 место)
-участие в конкурсе «Русский медвежонок»,
-участие школьных олимпиадах.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ухова Л.В. Теория и методика профессионального образования .Ярославский педагогический вестник 2014-№3 Том 2 (Психолого-педагогические науки.
Заголовок 115