Использование мультимедийных презентаций на уроках математики.
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Использование мультимедийных презентаций на уроках математики»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 24.03.2014г. - 28.03.2014г.
«Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий »
Выполнила: Пелеганчук
Ирина Георгиевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ п.г.т.Мирный
Самара, 2014г.
Актуальность.
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.
Но в реальной жизни в образовательной среде возникает ряд трудностей. Наряду с техническим сопровождением техники, не менее серьезными являются проблемы внедрения ИКТ в учебный процесс. А именно:
В школе доступ в Интернет бывает по ряду причин ограничен.
Работа педагогов, кто занимается внедрением ИКТ в учебный процесс или вовсе не оплачивается, или оплачивается мизерно.
Для эффективного использования компьютеров в школе нужно объединить все компьютеры в локальную сеть, организовать и вести компьютерную медиатеку. Добиться реальных изменений к лучшему, возможно, мне кажется, когда мы получим в школу квалифицированного, заинтересованного в результатах труда (оплаты в том числе) специалиста.
Из-за низкой материально-технической оснащённости школ, использование в образовательном процессе современных информационных технологий вызывает затруднение.
Повышение профессиональной, коммуникативной, информационной компетентности педагогов часто не успевает за бурным развитием ИКТ.
Желаемая ситуация условий процесса обучения:
Необходимо создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества.
Условия процесса обучения должны обеспечить получение качественного образования, как здоровыми детьми, так и детей с ограниченными возможностями.
Необходимо создать условия для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ.
Использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного типа.
Эффективное использование профессионального и творческого потенциала и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной компетентности.
Хорошее материально-техническое обеспечение.
Мультимедийная презентация как дидактическое средство.
С помощью мультимедийной презентации создаются возможности для повышения эффективности учебного процесса. Я использую презентации, прежде всего, как средство создания наглядности. За счет наглядности презентация позволяет задействовать различные каналы восприятия информации учащихся. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.
Варианты использования PowerPoint в работе с учащимися
Проведение презентаций при объяснении нового материала или обобщении пройденного материала .
Наглядная демонстрация процессов.
Представление результатов самостоятельной или проектной работы учащихся.
Совместное изучение источников и материалов и создание общей презентации.
Возможности презентации и особенности ее использования
Презентация создается для сопровождения устного сообщения;
Она содержит основные положения сообщения, помогающие уяснить ее смысл;
Внимание аудитории фиксируется на предмете разговора, проблеме доклада (выступления);
Аудитории легче сосредоточиться, если ее внимание рассеялось;
Улучшается возможность ведения записей;
Исключаются ошибки, возможность неправильного понимания;
Запоминание улучшается примерно в 5 раз;
Экономится время на воспроизведение материала;
Презентация может быть продемонстрирована с использованием мультимедийного проектора или установлена на каждом компьютере в компьютерном классе.
Презентацию можно использовать на любых этапах урока. При этом можно использовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, можно весь урок провести с помощью мультимедийного сопровождения. Презентация, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, позволяет создать мотивацию обучения. Презентация позволяет создавать ресурсы для отработки навыков самопроверки и самоконтроля, осуществлять дифференцированное обучение, создавать условия для отработки практических навыков без траты времени на подготовительную работу.
Учитель при помощи показа мультимедийной презентации сосредотачивает внимание учеников на главном, выделяет главные аспекты предмета, явления, сопровождая показ объяснениями, рассказом. Презентации дают возможность четко выделить структуру материала, который изучается; создать наилучшие условия для произвольного запоминания; показать связь теории с практикой; наиболее полно раскрыть суть и закономерность явлений, которые изучаются; демонстрировать явления; показывать целые схемы, выведение формул, уравнений и отдельных их частей.
Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:
На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.
На этапе изучения нового материала – разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.
На этапе контроля усвоения знаний – возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.
На этапе отработки и закрепления навыков – возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.
НАПРИМЕР, на математике , при изучении темы: "Площадь. Формула площади прямоугольника", можно успешно использовать мультимедийное сопровождение.
На организационном этапе использовать слайд с высказываниями великих математиков, настроить обучающихся к работе на уроке:
На этапе проверки знаний выполнить математическую разминку:
и поработать устно:
При подготовки к усвоению нового учебного материала , для организации познавательной деятельности учащихся, попросить обучающихся самим сформулировать тему урока решив кроссворд:
Определив тем самым тему урока, на экране появится слайд:
На этапе усвоения новых знаний можно предложить целый ряд опорных слайдов:
На этапе проверки понимания изученного, предложить устную работу, чтобы установить уровень усвоения и устранения пробелов в понимании новой темы.
Так же предлагается решить тест в двух вариантах, который проецируется на экран.
Но применение презентации на уроке не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Кроме того, использование презентации на уроке предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на уроке, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).
Требования, предъявляемые к мультимедийной презентации как дидактическому средству.
Для того чтобы мультимедийная презентация стала действенным дидактическим средством, необходимо при её создании учитывать, чтобы она отвечала не только основным дидактическим и методическим требованиям, но и психологическим особенностям восприятия информации.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
соблюдение временных рамок работы с компьютером. (не более 20 мин в 5 классе).
чередование напряженного умственного труда и эмоциональной разрядки.
проведение физкультминуток для глаз.
При создании презентаций необходимо учитывать психофизиологические требования по рациональному применению цвета, цветовых сочетаний, а также некоторых особенностей восприятия графической информации.
Рекомендации для оформления слайдов
Один слайд – одна идея
Один текстовый слайд – максимум семь строк
Читаемость и читабельность
Самообъясняемость слайдов
Минимум слайдов, максимум смысла
Единый стиль оформления
Диаграммы для данных и таблиц
Рисунки для абстрактных понятий
Анимация и эффекты только к месту
Требования к содержанию презентации
Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле.
Избегайте стиля и фоновой графики, которые будут отвлекать от самой презентации.
Предпочтительно горизонтальное расположение страниц.
Часто верхняя и нижняя часть слайда плохо отображаются на экране, поэтому там не должна располагаться важная часть информации
Необходимо определить стиль (шрифт и способ представления той информации, которая будет повторяться от слайда к слайду)
Наиболее важная информация (например, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера).
Основной текст должен быть, как минимум, 18 размера.
Целесообразно использовать разные приемы для выделения наиболее существенной информации
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Рекомендации для демонстрации слайдов:
Проверьте оборудование и освещение заранее
Сделайте тренировочный прогон и посчитайте время
Займите положение относительно экрана, чтобы не загораживать его во время использования
Удостоверьтесь, что всем видно изображение
Не отворачивайтесь от аудитории чаще, чем нужно
Сначала логический переход (словами), затем смена слайда
Меняйте слайды сами, если это возможно
Не демонстрируйте слайд без пояснений
Поэтапно объясните каждый слайд: элементы, обозначения, выводы
При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, игровых дидактических материалов и т.п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности урока.
Литература.
http://festival.1september.ru/…/513744/
http://pedsovet.org/…/Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. — Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/Кардач А. А., «Использование ИКТ на уроках математики» Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ г. Рябичев.
Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т.В. Руденко. — Томск, 2006. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/Старцева Н. А., с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО. «Информационные технологии на уроках математики».