Использование мультимедийных презентаций на уроках математики и окружающего мира


использование мультимедийных презентаций на уроках математики и окружающего мира в начальной школе
Современная педагогическая наука показывает, что процесс обучения является наиболее эффективным, если он организован как активное, развивающее и творческое сотрудничество педагога и обучающихся в постановке и решении задач обучения. Новые педагогические технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, должны, несомненно, решать задачи активного, развивающего и творческого обучения. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Новые информационные технологии в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности ученика, сделать процесс обучения более интересным, это способствует развитию познавательной активности младших школьников. Мультимедийные презентации на уроках в начальной школе - это наглядное, информационное средство: они экономят время учителя и ученика, позволяют работать учителю с учеником индивидуально, дифференцированно, дают возможность учителю быстро проконтролировать ученика и оценить результаты обучения.
Информационно-коммуникационные технологии уже в начальных классах не только развивают у детей информационную культуру, повышают эффективность и качество процесса обучения, активность познавательной деятельности, но и развивают личность ученика, готовят его к жизни в условиях информатизации общества: развивают различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, коммуникативные способности. Эффективность использования компьютерных технологий при обучении детей младшего школьного возраста свидетельствует, что мыслительная деятельность детей намного возрастает.
Уроки с использованием презентаций вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, повышает творческие способности школьников. Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
улучшение качества обучения и воспитания, что повышает информационную культуру обучающихся;
повышение уровня подготовки обучающихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определенному предмету в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе.
А теперь остановимся конкретно на предмете.
Курс математики начальной школы построен концентрически, что позволяет усложнять материал постепенно, от класса к классу. Это создает хорошие условия для формирования прочных вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи. А чтобы курс математики был интересен младшим школьникам, он содержит арифметический материал, алгебраический и геометрический материал, величины.
На уроках математики использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или готовые презентации Единой коллекции ЦОР и других образовательных сайтов сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
изучить большее количество материала;
показать ученикам красоту геометрических чертежей;
повысить познавательный интерес;
внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
ввести уровневую дифференциацию обучения;
достичь эффекта быстрой обратной связи [5, с.78].
Информационные технологии можно применять на различных этапах урока математики. Программа Microsoft PowerPoint проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, выплывают ответы примеров, пропущенные числа и т.д. Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока. Поэтому компьютер в процессе обучения используется не только при объяснении нового материала, но и при актуализации и закреплении знаний.
Использование презентации на всех этапах урока значительно экономит время учителя, повышает мотивацию обучения, индивидуальную активность учащихся, формирует учащихся информационную компетенцию, разнообразит урок. Давно понятно, младшие школьники не могут долго заниматься однообразной деятельностью. А применение на уроке мультимедийной презентации переключает их внимание, заставляет включаться в предложенную работу.
Проведенное исследование показывает, что учащиеся лучше запоминают материал урока, активно работают на уроке, если учитель использует мультимедийные презентации на уроке.
Применение презентации в устном счете, при объяснении нового материала позволяет учителю не делать записи на доске, что позволяет увеличить время на закрепление материала.
На таких уроках учащиеся приобретают не только математические знания и умения, но и навыки работы с мультимедийными программами. Использование на уроках таких элементов способствует формированию у учащихся умений работать с различной информацией, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность урока, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает связь предмета с окружающей жизнью.
Современный предмет «окружающий мир» есть синтез нескольких традиционно изучаемых в начальной школе дисциплин: естествознания, географии, обществознания (истории), кроме того в него вошли элементы экологии и ОБЖ. Материал этих дисциплин необходим для целостного и системного видения мира.
Дети с большим интересом начинают изучать этот предмет, однако традиционное изучение естественнонаучных дисциплин снижает интерес, и как показывает опыт, усвоение информации вызывает наибольшие затруднения. Причины этого могут быть в следующем: большой объем информации; неумение учащихся работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий в школах; некоторые темы являются достаточно сложными. И для того, чтобы интерес к этому предмету не угас, необходимо сделать урок творческим и занимательным. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Используя данные технологии учитель может проводить уроки по-новому, представляя информацию более наглядно, разнообразно [3,с.50].
ИКТ помогают формировать и развивать у учащихся на уроках Окружающего мира такие ключевые компетенции, как информационные учебно-познавательные, коммуникативные, общекультурные.
В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий, в частности компьютерных презентаций, в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него.
Компьютерные презентации можно использовать на всех этапах урока :
этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);
этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимации);
этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
На уроках Окружающего мира используются презентации, помогающие учащимся
описывать (сезонные изменения в природе, внешний вид, характерные особенности животных, климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей);
характеризовать (признаки времён года, особенности растений и животных, свойства полезных ископаемых, состав почвы, условия жизни растений, природные сообщества и т.д.)
исследовать (связи жизнедеятельности растений, животных и времён года);
различать и сравнивать (растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, и.т.д.);
группировать (объекты природы по признакам: домашние – дикие, культурные – дикорастущие, живая – неживая природа);
анализировать (примеры использования человеком богатств природы, влияние современного человека на природу и т. д.);
объяснять (движение Земли, относительно Солнца и его связь между сменой дня и ночи, основные правила обращения с газом, электричеством, водой, влияние человека на природу природных зон).
С помощью презентаций на уроке Окружающего мира учитель может демонстрировать фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы.
Особо хочется отметить подготовку презентаций самими учащимися. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.
Учитель начальных классов в своей работе может использовать различные виды компьютерных программ.
Одна из наиболее часто используемых на уроках Окружающего мира программ Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом.
Microsoft PowerPoint можно также использовать для тестирования. Тесты позволяют достаточно быстро выявить уровень знания учащихся по той ли иной теме или в целом по курсу.
Применение новых технологий изменяет процесс усвоения знаний, но эффективность обучения в этом случае достигается только при систематической работе. Систематичность в использовании мультимедиа на уроках создает дополнительные условия для обогащения личности каждого обучающегося. Экранное изображение становится для него столь же обычным, привычным явлением, как работа с учебником. Причем, разумное использование в различных учебных ситуациях, на различных этапах урока, с различными целями расширяет творческие способности детей, их познавательную активность. Мультимедиа технология – это конкретная технология развивающего обучения.
Таким образом, с применением презентаций на уроках математики и окружающего мира, учебный процесс становится не скучным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности школьника.

Список литературы:
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
«Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
Ловягин С. Изучение окружающего мира в начальной школе в ИКТ-насыщенной образовательной среде //Начальная школа, приложение к Первое сентября,-2014, №7-8.
Миронов А.В.Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса «Окружающий мир»,// Начальная школа,-2007 - №7
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7


1.