Из опыта работы Повышение уровня учебной мотивации школьников при изучении математики


Повышение уровня учебной мотивации школьников при изучении математики
С.В. ЖирноваОГБОУ «Школа №10»
г. Рязань, ул. Ленина, д.29, е-mail: school10_5vid@mail.ruМатематика является одной из важнейших наук на земле, ведь именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этому предмету. Педагог должен стремиться к тому, чтобы обучение приносило радость каждому обучающемуся. Между педагогом и ребенком должен возникать интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний, когда учащийся сопротивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Мне неоднократно доводилось наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Преподаватель, особенно в начале обучения, должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, сделать предмет доступным для понимания. К.Д. Ушинский писал, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия.
В настоящее время существует множество форм привития познавательного интереса к математике, которое может достигаться следующим образом:
1) обогащение содержания математики историческим материалом;
2) решение задач различной степени трудности и нестандартных задач;
3)подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований;
4)разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование современных технических средств, наглядных пособий, разнообразием устного счета, включением в уроки игровых моментов;
5)активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы;
6)использование различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом;
7) разнообразие домашнего задания;
8)установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни.
В своей работе я использую следующие приемы для мотивации:
связь изучаемого материала с жизнью, с достижениями науки и техники;
показ недостаточности имеющихся знаний;
создание проблемной ситуации;
использование художественной и научно-популярной литературы, произведений искусства;
экскурсы в историю;
использование сравнений;
привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;
использование игровых ситуаций и др.
Большое значение при решении ряда вопросов, относящихся к проблеме математического образования в школе, имеют интегрированные уроки, внеклассная работа, исследовательская и проектная деятельность. Они пробуждают у детей интерес и любовь к предмету, учат их оригинально мыслить, принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях. Особое внимание учителю следует уделять внеурочной деятельности по математике. Внеурочная деятельность поддерживает у учеников интерес к предмету. Математические конкурсы, олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы. Они не только помогают выявить одаренных учащихся, но и служат развитию интереса к математической науке. Участие в олимпиаде, конкурсе - первый шаг к научной деятельности. Это особенно важно для школьников, обучающихся в коррекционной школе. Олимпиады дают шанс таким детям добиться признания, как в семье, так и у одноклассников. Необходимо предоставлять учащимся возможность участвовать в исследовательской и проектной деятельности на уроках. Исследовательская деятельность позволяет не только одаренным детям продемонстрировать свои способности, здесь может проявить себя каждый. Успех проекта во многом зависит от правильно выбранной темы, она должна быть интересна ребенку. Во время работы над проектом, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения и несут ответственность за свой выбор. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям.
Математика - предмет настолько серьезный, что педагогу чрезвычайно важно использовать любую возможность оживить урок. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном - занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика. Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь мы обязаны создать благоприятные условия для того, чтобы ученики смогли постигать новое в науке.