конспект по технологии на тему «Пошив детского фартука. Обработка карманов» (6 класс)


Конспект
урока в 6 классе по предмету: «Швейное дело»


Тема: «Пошив фартука».
Обработка карманов»




Подготовила:
учитель трудового
обучения
Чигарова Светлана Александровна












2014 – 2015 учебный год


Тема урока: «Пошив детского фартука. Обработка карманов»
Цель: расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы; выполнить обработку карманов.
Задачи:
Образовательные:

расширять представление учащихся о карманах, закреплять умение обрабатывать карманы.

Коррекционно-развивающие:
развитие связной устной речи
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)
коррекция и развитие зрительных восприятий (показ образца халата, наглядных пособий)
развитие слухового восприятия (рассказ)
коррекция и развитие тактильного восприятия путем выполнения задания по материаловедению;
корригировать внимание путем выполнения практической работы;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости)
коррекция и развитие мыслительной деятельности;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)

Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету; самостоятельность;
нравственные качества (трудолюбие, взаимовыручку)
Методы обучения:
Словесные: (рассказ, беседа, инструктаж)
Наглядные: (работа с дидактическим материалом, работа по инструкционным картам, использование ТСО)
Практические (выполнение обработки кармана);
Репродуктивный (инструктаж вводный и текущий)

Межпредметная связь: история: «Рассказ из истории кармана»

Оборудование: компьютер, мультимедиа
Швейные машины, утюг, инструменты
Дидактический материал (карты-задания по материаловедению «Ткань для фартука», карты-задания «Детали фартука», плакаты с набором карточек по машиноведению «Детали швейной машины»)
Плакат «План работы по пошиву фартука»
Образец фартука,
Образцы карманов, инструкционные карты
Крой карманов
Ход урока
Организационно-подготовительный этап.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок

Взаимное приветствие; рапорт дежурного, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)

Швейное дело продолжаем изучать
Все, что знаем повторять.
Новое запоминать

Итак, мы продолжаем работать над темой: «Пошив фартука».
Тема нашего урока: «Обработка карманов».
Основной этап.
а) Проверка изученного материала по индивидуальным карточкам
Материаловедение – задания по карточкам «Выбрать ткань для пошива фартука детского»;
Машиноведение – задания у доски;
Карточки «Детали фартука»

б) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
А сейчас обратите внимание на доску, на план работы по пошиву фартука. Какой пункт плана мы уже выполнили? Прежде, чем приступить к следующему пункту плана: «Обработка карманов» послушайте рассказ: «Карманная история»
Рассказ учителя, презентация «Карманная история»
в) Сообщение нового материала
Карманная история (рассказ к презентации)
(Слайд 2) Что такое карман? Карман – это самая распространённая деталь швейных изделий (Слайд 1) .
(Слайд 3) Для чего нужны карманы? (Слайд 3) Они служат для временного хранения различных мелких предметов, необходимых человеку, (Слайд 3) и для отделки одежды
(Слайд 4) Историю кармана нельзя назвать древней - он появился лишь в последней трети XVII века. Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах - мешочках. (Слайд 4) Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались "омоньерами".
(Слайд 5) В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани - бархат, атлас. (Слайд 5) Правда, карманы редко шились из них целиком - как и в случае с вышивкой, шелковыми тканями украшалась обычно только внешняя сторона.
Во времена поздней готики создавались целые коллекции мешочков самой разной формы и величины. Их носили на шнурке и у пояса, и ходьба сопровождалась, таким образом, мелодией монетного перезвона.
(Слайд 6) После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись развивать сумочную линию. Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов.
В XVIII веке появились дамские сумочки из бархата и кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли "помпадур" в память о фаворитке французского короля Людовика XV.
(Слайд 7) В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья.
(Слайд 8) В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. (Слайд 8) И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары. (Слайд 8)
(Слайд 9) Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется - они были всегда и везде. Карманы есть на шляпках, на сумках, на скатертях, есть специальные кармашки для разных мелочей, и даже (Слайд 10)настенные ковры с кармашками для детской комнаты.
(Слайд 11)Кстати, карман является любимой всеми детками особенностью одежды. Тайничок, который всегда с собой. (Слайд 11)В карманах можно держать не только носовой платочек, но и красивый камушек, листочек, любимую игрушку или автобусный билетик. Такая сокровищница есть не у каждого взрослого!
О такой вот сокровищнице говорится в стихотворении С.Я. Маршака

Большой карман (слайд 12) Мой знакомый мальчуган
Снят на этой карточке.
У него большой карман
Спереди на фартучке.

Все, что Ваня ни найдет,
Он в карман к себе кладет.

И растет, растет карман
С каждым днем у Вани.
Гайки, гвозди, старый кран
Брякают в кармане.

Мама Ваню водит в ясли.
Там к обеду Ване
Дали блин в топленом масле,
А другой в сметане.

Съел он первый, а другой
Унести хотел домой.

Взять домой и молоко
Захотелось Ване,
Да его не так легко
Унести в кармане!

Молоко прошло насквозь,
Просочилось, пролилось.
Из кармана на пол
Белый дождь закапал.

Очень жалко, что карман -
Не кувшин и не стакан!

Всех детей гулять ведут.
Только Ваня не обут.
Потерялась после сна
Тапочка у Вани...
Оказалось, и она
Прячется в кармане.

До чего большой карман -
Не карман, а чемодан!

Чемодан битком набит.
Из него торчком торчит
Ломаная ложка,
Куколка-матрешка,

Потерялся барабан,
Красный, полосатый.
И под стол и под диван
Лазили ребята.

Видит няня, что карман
Толще стал у Вани...
- Неужели барабан
У тебя в кармане?..
Оказалось, так и есть, -
Только он не мог пролезть.

Не поддался барабан, -
Затрещал по швам карман:
Был он не резиновый,
Был он парусиновый!..
Вот такая вот карманная история. Давайте сегодня, и мы с вами поработаем над таким тайничком.
Физминутка
3. Практическая часть
Вспомните, какие могут быть карманы? (гладкие и с отворотом)
Мы будем выполнять гладкие карманы (вывесить образцы).
Работу распределим следующим образом по индивидуальным инструкционным картам:
1 группа – пошив фигурного кармана со складкой;
2 группа – пошив закругленного кармана;
3 группа – пошив прямоугольного кармана.

Повторение правил по технике безопасности.
Показ трудовых приемов.
Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
Целевые обходы.
Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.
Проверка правильности выполнения приемов швов.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
Проверка правильности пользования документацией письменного инструктирования.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
Проверка соблюдения учащимися правил по технике безопасности.
Проверка применяемых способом самоконтроля.
Прием и оценка практических работ учащихся.

4. Заключительный этап
Вопросы на понимание изученного:
Опишите выполненный карман (форма, отделка)?
Расскажите о последовательности выполнения кармана?
Каким способом можно было выполнить отделку кармана?
Подведение итогов урока. Разбор типичных ошибок. Выставление оценок.

5.Уборка рабочих мест.



Заголовок 315