Разработка занятия на тему Измерение фигуры и запись результатов для построения чертежа юбки
Разработка занятия на тему: «Измерение фигуры и запись мерок для построения чертежей выкроек юбок»
Цели занятия:
Образовательная. Расширить знания об измерении фигуры, формировать умения по её измерению для построения выкроек юбок, научить их конструкции по формулам.
Развивающая. Развивать конструкторское мышление.
Воспитательная. Способствовать воспитанию эстетического вкуса, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям.
Тип урока. Комбинированный.
Наглядность, оборудование. Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий», манекен. Сантиметровая лента, инструкционные карты, виды поясных изделий, рисунки и иллюстрации по теме.
Практическая связь. Измерение фигуры и запись его результатов, расчёт конструкции по формулам.
Методы и формы обучения. Объяснение и демонстрация приёмов измерения фигуры человека.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие. Отметить отсутствующих. Проверка готовности к занятию.
Учитель ставит перед учащимися учебные задачи: овладеть знаниями и умениями по измерению фигуры для группы поясных изделий их записи; учиться анализировать и оценивать выполняемую работу.
Рассказ учителя об одежде поясной группы.
Одежда – составная часть материальной культуры человека. Поэтому историю ее развития необходимо рассматривать в непрерывной связи с историей развития человеческого общества.
Возникновение одежды связано с необходимостью защищать тело от холода, жары и других климатических воздействий. Чтобы освободить
руки от работы, человек вынужден был закреплять с помощью завязок, заколок и застёжек одежды на своём теле. Основными исходными видами одежды считают шкуры - покрывало и набедренную повязку, от которой ведут начало фартук, юбка, брюки.
Биографии вещей. Первоначально в средние века юбка означала присборенное у горла одеяние длиной до колен , обычно подпоясанное. Носили его как мужчины, так и женщины.
Женская готическая юбка в 15 веке разделялась на лиф и юбку – это положило начало юбки в современном понимании. Изменения длины, ширины и формы юбки оказывает существенное влияние на формирование модной линии.
В середине века женские юбки не только целиком прикрывали башмачки дам, но и вытягивались в шлейфы длиной до 11 метров. Шлейф иногда прикреплялся к плечам, как самостоятельная часть одежды . Самый большой шлейф, как известно, был на коронованном туалете русской царицы Екатерины – его длина была 70м. несли шлейф 50 пажей. После 1500 года шлейф надолго исчезает из дневной одежды, оставаясь принадлежностью исключительно парадной одежды.
В 16 веке в Испании возникла новая мода «басквине» - испанская клиновая юбка на каркасе из обручей, вшитыми между двумя нижними юбками, чтобы добиться большей пышности, спереди распахнутая. Такое сооружение прикреплялось к корсету. Обычно их шили из дорогой парчи.
Во Франции и в Италии были распространены юбки другого типа, на бёдра надевался специальный валик, благодаря которому юбка приобретала бочкообразную форму. Верхние юбки обычно шили из атласа, парчи. В моде были тёмные верхние платья, которые контрастировали со светлыми пышными нижними юбками, выглядывавшими из-под подогнутых верхних.
В Испании дамы летом носили по 7-8, а зимой даже по 12 юбок.
В 19 веке юбка была преобладающим видом поясной женской одежды в России, Белорусии и во многих странах Западной Европы.
Шли годы, мода становилась государственным делом и в 1934 году был создан Московский дом моделей, в последствии преобразованный в общесоюзный и ставший признанным законодателем советской моды. Современные юбки являются распространенным видом одежды.
Они могут быть:
Повседневные. Они очень удобные. Их можно носить в любое время года. Поэтому они могут быть летними, весенне-осенними и зимними. Летние повседневные юбки шьют из недорогих лёгких тканей.
Цвет повседневных юбок независимо от сезона использования не должен быть слишком ярким. Ткань, из которой шьют повседневную юбку, должна хорошо стираться и гладиться, быть влаго- и воздухопроницаемой, лёгкой, достаточно свободной и удобной.
Юбка может быть частью рабочей одежды. На многих предприятиях и учреждениях женщины носят юбки как часть рабочей одежды. Например, их шьют из тканей не слишком дорогих, плотных, однотонных. Ткани, предназначенные для изготовления рабочих юбок, должны быть гигроскопичны, воздухопроницаемыми, легко стираться и гладиться.Юбка может быть частью спортивной одежды (костюм для занятий спортом – теннисом, фигурным катанием). Такие юбки шьют из лёгких разноцветных тканей. Они хорошо поддаются стирке и глаженью.
Юбка может быть частью ведомственной одежды. Например, у женщин милиционеров, стюардесс, проводниц. Такие юбки предназначены для использования в любое время года. Их шьют из плотной однотонной ткани. Они долго носятся. Хорошо стираются и гладятся. Ткани, из которых шьют ведомственные юбки – гигроскопичны, воздухопроницаемы.
Юбка может быть праздничной. Её шьют из дорогой ткани. Расцветка ткани может быть разной, в зависимости от сезона юбка может быть сшита из тонкой или плотной ткани.
Для создания одежды нужно учитывать возраст, внешность человека, особенности телосложения и всегда помнить, что одежда должна быть красивой и современной. Но для этого необходимо ознакомиться с различными видами юбок, грамотно подобрать ткань для её изготовления, освоить приёмы построения чертежа выкройки, раскроя и технологической обработки, знать эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые тканям и готовым изделиям.
Исходя из общих принципов конструирования, юбки делятся по силуэту – на прямые , конические. Прямые юбки могут быть узкие (без складок, с разрезом, со складкой и др.) и широкие (в сборку, в круговую складку, плиссе, гофре и т.д.). юбки могут быть с большим или меньшим раскосом книзу, в виде колокола. Они могут облегать фигуру до линии бедер или расширяться снизу от линии талии.
По покрою – юбки делятся на прямые, конические и клиньевые.
Прямые юбки могут быть прилегающие – одношовные, двухшовные или трёхшовные. Верх юбки может быть на поясе, на корсаже или на резинке.
Клиньевые юбки состоят из нескольких клиньев.
В основе покроя конической юбки лежит круг.
Практическая часть занятия.
1.Учитель раздает карточки с видами одежды. Дети дают характеристику каждому изделию по данной таблице(таблица 1).
Таблица 1.
по назначению По сезону использования По силуэту По покрою Вид ткани Расцветка
домашняя летняя прямая прямые льняные По цвету
рабочая Весенне
осенняя расширенная клиньеваях\бспортивная зимняя Зауженная книзу коническая шёлковая ведомственная клёшеваяшерстяная праздничная двушовнаяискусственная карнавальная Одношовная со складками синтетическая 2.Юбка, как и любая другая одежда, должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать размеру и росту.
Для изготовления юбки необходимо снять следующие мерки(таблица2).
Таблица 2.
№
п\пНазвание мерки Обозначение
мерки Назначение
мерки Как снимают
мерки Снятие мерок
40 р-р Свой
размер
1 Длина
изделия ДиОпределение
длины юбки Посередине спины от линии талии до желаемой длины
2 Длина спины ДсОпределение расстояния от линии талии до линии бёдер Посередине спины от линии талии до 7 шейного позвонка
3 Полуобхват талии СтОпределение длины пояса и расчёт ширины вытачек Горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии 4 Полуобхват бёдер СбОпределение ширины юбки Горизонтально вокруг бёдер с учётом выступа живота 5 Прибавки По линии талии 1-2 бёдер 3 Необходимо заострить внимание детей на том, что:
- мерки снимают по правой стороне фигуры сантиметровой лентой;
- талию предварительно опоясывают шнурком; измеряемый человек должен стоять прямо без напряжения;
- при измерении см. ленту не следует натягивать или ослаблять;
- мерки длин записывают полностью, мерки полуобхватов записывают в половинном размере, так как чертёж строят на половину фигуры.
Учащиеся делятся на группы по два человека. Поочерёдно снимая мерки, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, записывая мерки в тетрадь.
В ходе практической работы учитель обращает внимание на правильное снятие мерок и запись в рабочую тетрадь, самоконтроль и взаимоконтроль. Отмечает недостатки в работе отдельных учениц. На что обратить внимание ученицам, чтобы добиться хороших результатов.
Подведение итогов занятия. Анализ допущенных ошибок.
Для закрепления навыков по измерению фигуры рекомендуется дома выполнить обмеры фигур мамы, сестры или подруги.
Рефлексия.