Формирование навыков устной речи с помощью ролевых игр на уроке английского языка
Формирование навыков устной речи с помощью ролевых игр на уроке английского языка
В настоящее время основная цель обучения английскому языку в школе состоит в том, чтобы научить учащихся общению на английском языке. Главной положительной чертой ролевой игры является возможность свободного общения на иностранном языке.
Для реализации ролевой игры необходимы декорации и реквизит. Учитель знакомит учащихся с английскими речевыми клише для моделирования различных ситуаций общения в реальной жизни.
Уроки – ролевые игры – это учебные занятия широкой сферы применения, способствующие усилению мотивации учения, формированию познавательной деятельности школьников, углублению и расширению знаний, переносу творческого учебного материала в практическую деятельность учащихся. Проводятся на заключительных этапах изучения темы (раздела). Могут быть организованны в разных игровых формах: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-презентация, урок-интервью, урок-аукцион и т.д.
Требования к урокам – ролевые игры:
Необходимость глубокой предварительной работы учителя по подготовке сценария урока – игры; моделирование жизненных различных ситуаций и отношений; подготовка группы консультантов, экспертов, определение специальных заданий, критериев оценивания их.
Подбор необходимого оборудования урока, справочной и иной литературы.
Формирование ролевых групп и постановка перед ними учебных задач, обеспечение самостоятельной работы учащихся.
Преимущественное использование в ходе уроков методов «мозговой атаки», «мозгового штурма».
Четкая регламентация времени для заданий.
Экспертное оценивание деятельности каждой группы по определенным критериям:
своеобразная форма представления наработанного группой материала, исследование проблемы;
глубина, соблюдение ролевых рамок;
адекватность содержания поставленной учебной задаче;
аргументированность, обоснованность обобщений.
В качестве примера можно привести использование ролевых игр при обучении учащихся устной речи.
Фрагмент урока, с использованием ролевой игры по теме “Food” в 6 классе.
Подготовка к игре проходит несколько этапов. Сначала идет отработка лексики, речевых клише, соответствующих теме урока. Затем я знакомлю учащихся с ситуацией и проблемой, требующей разрешения в ходе игры, распределяю роли. По окончании подготовки проводится игра. В качестве заключительного этапа провожу анализ игры и подвожу итоги, где отмечаю наиболее удачные моменты игры, указываю на недочеты и ошибки.
1 этап. Подготовительный.
а) Повторяется лексика по теме «Food», используя изображение на картинке.
to bake to boil meat yoghurt to fry yummy
to grill onion fruit vegetarian recipe
б) После отработки слов предлагается поговорить о предпочтениях в еде.
Например: I like
But I don’t like\ hate
My favourite food is...
My favourite drink is...
2 этап. Работа над составлением диалога.
Учащимся предлагается следующая ситуация для ролевой игры по теме ”Food”: You are going to have a party dedicated to your victory in the language competition. You arrange it together in one of your classmate’s flat. You decide what to cook, to buy.
Во время работы над ролевой игрой учащимся понадобились фразы, клише, которые не были включены в материал по теме: to be on a diet, to be all for, as busy as a bee, would you mind, sounds great.
Учащиеся составляют ролевую игру.
Vanya: Let’s have a party. I invite everybody to my house on Sunday. You know, my Mum is always glad to see you.
Sasha: Sounds g
·reat! I’m all for it.
Katya: Well, I can make the menu. I always help my mother with it. What food do you like?
Ilya: As for me, I’d prefer something with meat.
Zhenya: No meat for me. I’m a vegetarian, you know. I’d love vegetable salad with cheese.
Katya: OK. Let’s make vegetable salad with cheese. What about grilled chicken?
Vanya: Yummy! That would be great!
Lena: I’m afraid I can’t eat chicken or anything fat, because I am on a diet.
Katya: Would you mind having fruit salad?
Lena: Oh no, of course not. It’s my favourite dish.
Katya: So, let’s include fruit salad, too.
Ilya: Shall we have anything sweet?
Zhenya: Yes, sure. We must bake a cake, I think.
Vanya: Sounds great. I know a lot of recipes.
Katya: Cooking is my hobby. I’m good at making cakes. So if you don’t mind, I’ll bake it at home.
Lena: Let’s make a list of products we need for the party.
Katya: So, we need some meat, apples, oranges, chicken, tomatoes and pepper, boiled eggs.
Zhenya: Don’t forget about cheese for vegetable salad and yoghurt for fruit salad. And bread, too.
Vanya: We have some onion and ketchup at home.
Katya: What do you prefer to drink: some juice or cola, or may be mineral water?
Sasha: I’d rather prefer orange juice than cola or mineral water.
Zhenya: No problem. We can buy orange juice.
Ilya: And I can go shopping with someone and carry the bags.
Vanya: I’ll go to the shop with you.
Ilya: ok. Let’s go! Lena, can you help us with the shopping?
Lena: I’m sorry, I can’t. I’m very busy this week, as busy as a bee. But I can help with making food on Sunday.
Katya: Well, everything is settled. Let’s go home now.
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
В конце урока ставится оценка речевым и актерским действиям учащихся, отмечается, что удалось, что было не очень хорошо, где были ошибки. Проводится обсуждение, в ходе которого ребята делятся своими впечатлениями о данной работе, подготовке, распределении ролей между собой и т. д.
Ролевая игра "Путешествие по Лондону", в 6 классе.
Игра развивает навыки говорения и аудирования у учащихся и расширяет их кругозор в области лингво-страноведческого компонента.
Рабочие материалы для проведения игры:
макет фрагмента карты Лондона с названиями улиц, выполненный так, чтобы дети могли "ходить по улицам": размеры макета - 3 х 4 м, ширина улиц - 20-25 см;
фотографии достопримечательностей Лондона формата А4 по 1 экз. и фотографии этих же достопримечательностей размером 10 х 8 см по 34 шт.
уменьшенная копия фрагмента карты (А4) с обозначением мест всех достопримечательностей без подписей и с индивидуальным заданием, на котором отмечено место, где находится "ученик-турист" и названа историко-архитектурная достопримечательность, которую он должен найти;
уменьшенная копия фрагмента карты Лондона (А4) с обозначением мест всех достопримечательностей и их названиями, в качестве справочного материала "местного жителя" 5 шт.
Технология проведения игры:
Пользуясь речевыми клише, объединенными в группу "Asking the way", спросить у "местного жителя", как пройти к заданной достопримечательности.
Слушая объяснения "местного жителя", нарисовать свой путь на карте.
Пройти по макету карты центра Лондона до нужного объекта.
Подтверждением правильности выполнения задания является фотография искомой достопримечательности с надписью.
Asking the Way Tourist: Excuse me.