Методические разработки игр и упражнений, направленных на развитие пространственно- временных понятий у детей с ограниченными возможностями



Методические разработки
игр и упражнений, направленных на развитие пространственно- временных понятий
у детей с ограниченными возможностями




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Содержание:
Дидактические игры
Конспекты уроков по развитию речи
Тематические игры (сутки, части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, времена года)
Загадки
Пословицы
Физминутки



1 блок. Ориентировка в "схеме собственного тела".
1. Покажи свою левую руку.
. Покажи свою правую ногу.
. Покажи свой левый глаз.
. Покажи своё левое ухо.
. Левой рукой дотронься до правой ноги.
. Правой рукой дотронься до левого уха.
. Правой рукой дотронься до левого плеча.
. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.
. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).
. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).
. Скажи, какая это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).
. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?
2 блок. Ориентировка в "схеме тела" человека, стоящего напротив.
1. Покажи мою левую руку.
. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?
. Скажи, какой рукой я держусь за левое колено?
. Скажи, какая из моих рук сверху?
. Скажи, какая из моих ног сверху?
. Скажи, к какому плечу я повернула голову?
. Скажи, какую руку я подняла вверх?
. Скажи, какую руку я положила на плечо?
. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).
. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.
. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.
. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).
3 блок. Понимание предлогов по картинке.
Инструкция: "Покажи. "
. Что ты видишь над деревом?
. Что ты видишь под деревом?
. Кто находится на дереве?
. Кто находится перед деревом?
. Кто находится за деревом?
. Кто смотрит из-за дерева?
. Кто двигается от дерева?
. Кто двигается к дереву?
. Кто вылезает из-под дерева?
. Что падает с дерева?
. Что за отверстие в дереве?
. Кто смотрит из дупла?
4 блок. Употребление предлогов по картинке.
Инструкция: "Скажи. "
. Где находится солнце?
. Где растет гриб?
. Где сидит белка?
. Где находится ежик?
. Где прячется лиса?
. Откуда лиса выглядывает?
. Куда ползет улитка?
. Куда идет кот?
. Откуда вылезает крот?
. Откуда падают листья?
. Где сидит сова?
. Откуда она смотрит на нас?
5 блок. Ориентировка на листе бумаги.
1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?
. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?
. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?
. Скажи, в каком углу нарисована белка?
. Покажи след от левой ноги.
. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).
. Нарисуй слева от крестика кружок.
. Нарисуй справа от точки треугольник.
. Под кружком проведи волнистую черту.
. "Прогулка в парке". Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: "Поставь красную скамейку справа".
. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?
. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?
6 блок. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.
1. "Прогулка в парке". Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?
. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?
. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?
. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?
. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?
. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?
. Скажи, с какой стороны от дороги, по которой ты возвращаешься, сидит ежик?
. Покажи третью ёлку слева от тебя.
. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?
. Покажи след от правой ноги.
. Покажи отпечаток левой руки.
. Покажи указательный палец правой руки.
Дидактические игры и упражнения.
1. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют, свои действия.
. "Право - лево". Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем - с левой рукой, после этого - в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом "Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.".
. Ребенок придумывает и показывает любое движение и комментирует свое действие.
. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет, что у него находится посередине лица (например нос). А затем по просьбе взрослого начинает движение ладоней вверх или вниз (выделенное слово в речи следует выделить интонационно). При этом перечисляем, мимо каких частей лица "проезжает" ладошка. После этого делаем закономерный вывод, что все мимо чего "проезжала" ладонь, находится выше или ниже носа.
. "Ниже - выше". Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше чем нос? Кто назовет больше частей тела расположенных выше чем брови? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самими детьми. Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка - пространственных представлений схемы лица, поскольку таким образом происходит "введение" этих представлений в активную речь.
. На этом этапе рационально познакомить детей с понятием между и объяснить различие с понятием - посередине. Что у девочки между бровями и носом? Что у меня между ртом и глазами?
. "Я задумала часть лица, она находится над. Какую часть лица я задумала?" "У Саши чернильное пятно под. Где у Вани чернильное пятно?" Задания сначала дает взрослый, потом придумываю сами дети.
. "Дождь" Педагог называет части одежды, на которой появились пятна дождя, дети ставят магниты. Затем дети играют парами, один ставит магнит, второй называет, где появились "пятна дождя".
Дидактические игры и упражнения.
1. Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем рассказывает, что где находится.
. Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.
. Два ребенка встают напротив друг друга. Один ребенок придумывает действия и просит партнера напротив сделать их и внимательно проверяет правильность выполнения. Например, подними вверх левую руку и т.д. После этого дети меняются ролями.
. Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: "Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха". Затем это делает другой ребенок.
Дидактические игры и упражнения.
1. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.
2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.
. Положить кружок, справа от него - квадрат, слева от кружка - треугольник.
. Нарисовать точку, справа от точки - крестик, над точкой - круг, под точкой - квадрат, справа от квадрата - треугольник, над крестиком поставить галочку.
. По речевой инструкции двигать фишку по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
. Расположить предметные картинки справа или слева от вертикальной линии. Затем задания усложняются, то есть лист бумаги переворачивается на 180° и ребенок должен сказать, где же теперь будут правая и левая стороны.
. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т.д.
Целесообразно использовать задания на узнавание нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ фигур, направленный на развитие умения находить одинаковые и неодинаковые в пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на осознанное восприятие отношений предметов в пространстве. От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков).
Следует также развивать такое умение, как вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Сначала ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности предметного ряда. Затем предлагаются задания на определение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
. Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).
. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).
Дидактические игры и упражнения.
1. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.
. На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т.д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т.д.
. Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а школьники договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок. (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок. (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т.д.).
. "Положи ручку." Ребенку предлагается два разных предмета, например, ручка и пенал, он должен выполнить инструкции педагога: положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
. "Где лежит карандаш?" Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради ("Карандаш лежит на тетради, а тетрадь., а стол. "). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами ("Тетрадь лежит под карандашом").
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.
Дидактические игры и упражнения
для развития представлений о частях суток
1. Педагог предлагает детям по очереди выполнить задание: "Покажи, что ты делал утром (вечером, днем, ночью)?" Дошкольник изображает разные действия, но не называет их, другие дети угадывают и проговаривают, что изображает ребенок. Такую же игру можно провести со словами "вчера", "сегодня", "завтра".
. Педагог бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, а поймавший заканчивает фразу, используя слова "вчера", "сегодня", "завтра": Мы читали сказку про репку. Мы поедем на экскурсию. Мы пойдем обедать. У Димы занятие с логопедом. После обеда обещают сильный дождь, это будет. На следующий день мы поедем в цирк, это будет.
. Четверо детей олицетворяют какую-либо часть суток. Ребенок олицетворяющий "утро", подбрасывает мяч вверх и говорит: "после утро будет." Мяч ловит тот ребенок, который отвечает за "день". Когда последовательность со словом "после" усвоена, так же отрабатывается последовательность со словами "перед" и "за", затем вперемешку.
. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую-либо часть суток, отправляет ребенку красный мяч - тот перечисляет части суток до названной; если синий мяч - части суток после названной; желтый - противоположную часть суток ("утро - вечер", "день - ночь").
Дидактические игры и задания
для развития представлений о днях недели.
1. На столе раскладываются карточки, на которых количество кружочков обозначает порядковый номер дня недели. Педагог дает детям следующие задания:
Какой день недели я закрыла?
Я закрою день, а ты покажи и назови, что было вчера. Покажи и назови, что будет завтра.
Покажи вторник.
Покажи, какой сегодня день недели. Как он называется?
Покажи, какой день недели был вчера. Как он называется?
Покажи, какой день недели будет завтра. Как он называется?
Покажи 3-ий день недели. Как он называется?
. Дети должны ответить на вопросы педагога без опоры на карточки:
Сегодня четверг, а рисованием мы заниматься завтра. В какой день мы рисовать?
Сегодня понедельник. Музыкальное занятие будет через два дня. В какой день будет музыкальное занятие?
Какой день был перед средой? Какой день был перед пятницей?
Какой день будет после вторника? Какой день будет после среды?
Какой день недели между вторником и четвергом?
Назови дни недели по порядку, начиная со среды.
День рождения у Светы в пятницу, а сегодня только понедельник. Через сколько дней, у Светы будет день рождения?
Дидактические игры и задания
для развития представлений о временах года
1. Педагог предлагает детям иллюстрации времен года и просит ответить на поставленные вопросы:
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в фиолетовых колпачках, другие - в белых веночках. А у других головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
Какое время года на картинке
Как одеты люди?
Какая трава?
Что в траве?
Какого цвета цветы?
Какая это осень: ранняя или поздняя? Как вы догадались?
Какой дождь идет осенью?
Какой ветер дует осенью?
Что срывает ветер с деревьев?
Куда падают листья?
Какими остаются деревья?
Что наступает после осени?
И так д. Для запоминания временных последовательностей целесообразно использовать круговые схемы со стрелкой.
. Игры с мячом:
игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года;
ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, - соответствующее время года;
игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток.
Здесь же отрабатывается понимание сложных речевых конструкций и возможность их актуализации. Например: "После какого времени суток наступает?.", "Перед каким временем суток бывает?." и т.д.
Для успешного запоминания временных последовательностей детям предлагается множество иллюстраций, стихов, загадок, например:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?
Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?
Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает?

Дидактические игры и задания для развития понимания вербальных средств, обозначающих временную последовательность, и ее отражения с помощью устной речи.
Цель: обучение учащихся логике линейного развертывания событий во времени.
1. На столе пары картинок. Педагог проговаривает предложение, ребенок раскладывает пару картинок в правильной последовательности:
После зимы приходит весна.
За летом следует осень.
Перед зимой идет осень.
До осени было лето.
После того как прошла весна, наступило лето.
После завтрака мы идем на занятие.
Дети сели обедать после того, как помыли руки.
Вова пошел в кино после того, как прочитал книгу.
После того, как прошел дождь, дети пошли в лес.
. По предыдущим парам картинок дошкольники должны самостоятельно составить предложения, в которых два действия совершаются последовательно одно за другим.
Временные представления развивались на занятиях по развитию речи с использованием картинного материала, во время прогулок, наблюдая живую природу.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ»
ЦЕЛЬ.
1.   Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве.
2.   Закреплять знания о сезонной одежде.
3.   Развитие связной речи.
МАТЕРИАЛ.
Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода, например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы – фоны и отдельные элементы ( желтые листья, снежинки, школьный звонок ), символизирующие сезон или место,куда отправилась кукла.
ХОД.
На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия.
Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку.
Для того , чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске.
Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей.
Желающие могут дополнить рассказ.
Можно использовать стихи, загадки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ВРЕМЕНА ГОДА».
ЦЕЛЬ.
1.   Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
МАТЕРИАЛ.
«Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью ( белой – зима, зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки, наклеенные на фланель.
1 – я  серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь, мокрые, но радостные дети под дождем.
Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель.
2- я серия.           Цветы : весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки, летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис, зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки, арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки.
3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать; осень –косяки птиц перед полетом, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима – медведь в берлоге, птицы у кормушек.
4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. Осенние работы  в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.
5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье; лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц.
ХОД.
Вращаем « круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе.
Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.
Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети выбирают  те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе – сезоне , когда эти цветы распускаются, а плоды созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам.
В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий  связано с разными временами года.
Вариант.
Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз. Потом вместе проверяем.



ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»
ЦЕЛЬ. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать  нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.
ХОД. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: « Так  бывает» или  « Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега  горку и стали кататься». Ученик должен сказать : « Так не бывает. Летом снега нет».
Другой  вариант рассказа: « Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель».
ЦЕЛЬ. Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц, чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин календарь».
ХОД.
Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май – последний месяц весны).
-     Наступила  весна и принесла с собой  большие  изменения . Изменилось все: поле, лес, люди. Давайте поговорим об этих изменениях. ( На доске выставляются иллюстрации)
-     Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля вышла техника. Люди готовятся к севу.
-     Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы – первоцветы. (дети дают описание подснежника)
-     Подойдите к окну и расскажите, как выглядит наша улица ( на деревьях и кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д.
-     Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал заметно длиннее день).
Динамическая пауза.
-     Как весной одеты люди?
-     Во что дети играют дети?
Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь».
-     Что нового вы узнали об апрельских изменениях в природе.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Рассказывание  по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие связной речи.
ХОД.
-     Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?
-     Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны.
Показ  картины «Зимние развлечения».
-     Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и теплый?
-     Однажды в  зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Согласны? Как можете подтвердить?
-     Давайте рассмотрим, что происходит на горке? ( ответы детей)
-     Что происходит со снеговиком?
-     Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?
-     Попробуйте составить рассказ по картине ( 2 – 3 ученика)
Сравнение, оценка рассказов.
Образец  рассказа учителя
-     В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь!
Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и ещ
е какой-то корм в ведерке.
Хорошее время – зима!
Итог.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».
ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.
ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».
ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.
ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.
ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года.  Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой.
В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА».
ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.
ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12 маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок ( на четырех – небо, на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с нумерацией  от 1 до 6 и от 7 до 12.
ХОД. Большие картинки  вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих у стола.
   Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало».
Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.
Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается в игру и помогает сформулировать мысль.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».
ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.
ХОД. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение ( доказывать могут разные ученики) полагаются фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дел у меня немало:                                
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима).
Я соткано из зноя
Несу с тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я( лето).
Я раскрываю почки,                                    Несу я урожаи,
В зеленые листочки                                     Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю,                                            Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю,                                          Деревья раздеваю,
Движения полна.                                          Но не касаюсь сосен
Зовут меня(весна).                                    И елочек. Я ( осень).

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Беседа о зиме.
ЦЕЛЬ. Уточнить представления детей о зиме: природа зимой, зимние забавы и развлечения; одежда и труд людей, птицы,живущие и прилетающие в город зимой, звери зимой.
ХОД.
-     Уходит от нас время года, которое мы с вами полюбили. Уходит зима. А чем красива зима? ( ответы учеников)
Рассматривание иллюстраций о зиме.
Чтение стихотворений о зиме.
Рассказ учителя о зиме.(природа зимой, животные – заяц, медведь, зимующие птицы, развлечения детей)
Итог.

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Части суток.

Упражнение «Когда это бывает?»
Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: тематический набор картинок (части суток).
Варианты заданий:
1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?
Что вы делаете ночью (днём)?
Какое сейчас время суток?
2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
Игра «Сутки»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Работа с часами «СУТКИ»:
Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)
Ход игры:
Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
Обращаем внимание на положение солнца:
-Утром становится светло, солнышко поднимается.
Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)
- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.
Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)
- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.
Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)
Ночью темно, светит луна.
Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.
Задания для детей:
Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: ( Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т.д.)

Игра «Назовите пропущенное слово»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.
Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем», «Мы пойдём гулять» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.
Игра «Назовите соседей»
Цель – закрепление последовательности частей суток.
Ход игры: Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.
Игра «Части суток»
Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.
Ход игры:
Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.
Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.
Игра «Что вы делали»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.
Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.
Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель – познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»
Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.
Ход игры:
Педагог показывает детям блок и объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.
Например:
- Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.
- Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.
- А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.
Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: мяч
Ход игры: Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (сегодня).
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять
Вы ходили в парк
Мы будем читать книгу

Игра-задание «Что было раньше, что потом»
Цель- закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.
Материал: набор картинок.
Ход игры: Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.

Упражнение «Домик дней»
Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».
Задания:
- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)
- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)
- Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).
Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:
Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.
Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:
Понедельник – первый день, он начинает неделю.
Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.
Задания:
1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.
(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)
2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

Игра «Живая неделя»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета.
Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.
Задания:
1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.
2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:
- Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.
«Неделька, стройся»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: цифры 1-7.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник.).
Задания:
1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник; среда и т.д.
2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: мяч.
Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.
Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: кукла или картинка «Незнайка».
Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.
Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день весельяПотом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?
Дети исправляют ошибки Незнайки.

Времена года.

Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних ) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни».
Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)
Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»
Цель – закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч
Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»
Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки из д/пос. «Времена года»
Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Упражнение «Назови времена года, месяцы»
Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Материал: картинки из д/пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)
Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра Когда это бывает?
Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей
Ход игры: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый осень, синий зима, зеленый весна, красный лето.
Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима лето», «Весна осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима весна», «Лето осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.
Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?
Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.
Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Что сначала, что потом?»
Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.
Ход игры: По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Игра «Домики времён года»
Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Материал: 4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна), картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.
Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»
Цель – уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета(осень - желтый, зима-синий, весна-зелёный, лето-красный).
Ход игры:
Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.
Обращаем внимание на цвета секторов.
Затем педагог спрашивает у детей
- Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).
Задания для детей:
Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: ( Когда идет снег? Когда снег тает? и т.д.)

Игра с мячом «Что за чем?»
Цель – закрепление последовательности времён года.
Материал: мяч.
Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени. и т.д.

Загадки, пословицы, поговорки о времени.
Времена года.
На земле живут сестрички, У сестричек - по косичке. Вот зеленая косичка: Это первая сестричка. Пашет, сеет, поливает, Почкам глазки открывает. (весна) Разноцветная косичка - Загорелая сестричка. Тоже трудится умело, Чтобы все росло и зрело. (лето) Золотистая косичка - Это рыжая сестричка. Убирает, веет, косит, Урожай в амбары носит. (осень) А четвертая косичка - Белоснежная сестричка. Все укроет одеялом, Все разгладит, приберет, А потом земле усталой Колыбельную споет. (зима)

1. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает? (Весной.)
2.Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ...
(март)

3.Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел ...
(апрель)

4.Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает...
(май)

5.Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(скворечник)

6.Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(гнездо)

7. На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький ...
(подснежник)

8. Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня... (весна).

9. Мы сегодня рано встали, Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла... (весна)!

10.Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой - улей - пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

1. Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом.)
2.Жаркий шар на небе светит
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя, ...
(солнце)

3. Мчится по холмам змея,
Влагу деревцам неся.
Омывая берега,
По полям течет ...(река)

4. Они легкие, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Каравеллы-...
(облака)

5. Вот брильянты на листочках,
Вдоль дорожек и на кочках -
Это что за чудеса?
По утру блестит ...
(роса)

6.Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса -
Значит, началась ...
(гроза)

7.Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это - ...
(град)

8.А в июне белый снег
Вновь порадовал нас всех. -
Будто рой ленивых мух,
С тополей слетает ...(пух)

9.Он поплачет над садами -
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний ...
(дождик)

10.Солнце вечером заходит,
В небе кисточкой проводит.
Уходить не хочет зря.
Остается след - ...
(заря)

11. Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, Купаться приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... (лето).

12. Солнце печет, Липа цвет Рожь колосится, Золотая пшеница. Кто знает, кто знает, Когда это бывает?

1. Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает - Когда это бывает? (Осенью.)
2. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь).

3. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)

4. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ноябрь)

5. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....
(дождь)

6. Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки ...
(птицы)

7. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(листопад)

8.Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(поздняя осень)

9.Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее ...
(ледок)

10.Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ...(снег)
11. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я... (осень).

12. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
Что там шепчут листья? Подойдем и спросим. Листья отвечают: (это осень).

1. Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зима)

2. Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка ...(мороз)

3. Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ...(лёд)

4. Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ...(снежинка)

5. Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья ...(вьюга)

6. Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец - ...(сосулька)

7. Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...(снеговик)

8. Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это - снежная ...(метель)

9. Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю Белю поля, дома Зовут меня... (зима).

10. Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

 Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы)

Братцев этих ровно семь.
Вам они знакомы всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (Дни недели)

Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, Не воротятся назад.(Дни недели)

Пословицы.

Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь - году начало, зиме середина. В зимний холод всякий молод. Зима лето пугает, да все равно тает. Чем крепче зима, тем скорее весна. Как зима не злится, а весне покорится. Зимы без снега да лета без дождя не бывает. Зима не лето, в шубу одета. Февраль силен метелью, а март - капелью.

Физминутки.
Раз, два, раз, два – начинается игра.
(дети хлопают в ладоши)
Разгребаем снег лопатой,
Строим горку во дворе.
(имитируем движения )
Белой и пушистой ватой
Двор украшен в декабре.
(повороты вправо – влево).
Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра.
(ритмично топают ногами)

Солнышко проснулось
Сладко потянулось,
(держатся за руки, идут к центру круга)
Лучиками тонкими
Облаков коснулось.
(поднимают руки вверх, отбегают назад)
Улыбнулись облака
И на землю с высока
(выполняют повороты вправо и влево)
Белые снежинки-
Облаков смешинки
(поднимают руки вверх, делают фонарики)
Полетели, закружились,
Тихо-тихо опустились.
(бегут врассыпную, приседают)

Ветер с листьями играет
(дети вытягивают руки вперед
и делают взмахи из стороны в сторону)
То поднимет, то бросает
(поднимают руки вверх и поднимаются
на носочки, затем приседают)
Кружит в вальсе листопад,
поздней осени наряд (кружатся).
На ветвях березки белой
Два листочка уцелело.

Ветер тучи гонит
(дети поднимают руки вверх и делают
взмахи из стороны в сторону)
Дождик слезы льет
(«ступеньками» опускают руки вниз)
Ах, когда же снова лето к нам придет?
(разводят руки в стороны,
поворачивают корпус вправо и влево)
Вслед за летом к югу птицы улетели
(машут руками, как крылышками)
Потому что скоро запоют метели.
(кружатся)

Скоро кончится зима
(дети топают ногами)
Постучится к нам весна.
(хлопают в ладоши)
Солнца жаркие лучи
(поднимают руки вверх)
Превратят снега в ручьи.
(опускают руки, приседают)
Птицы станут щебетать,
(машут руками, как крыльями)
Реки – толстый лёд ломать.
(разводят руки в стороны,
поворачиваются вправо-влево)

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)


15