Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся.


Назмутдинова Милавша Лотфулловна – учитель высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 310 ЗМР РТ»
Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Уважаемые коллеги!
Согласитесь, в нашей работе одной из главных обстоятельств в обучении учащихся сильнейшей мотивацией является понимание того ,что без хороших знаний человеку не светить ни хорошая работа, ни образование ,ни хорошие друзья, ни прекрасное окружение рядом. Без внутренней движущей силы, которая подталкивает человека на совершение активных действий в ситуациях ,когда обычно медлит, откладывает или долго настраивается , наша роль, как учителя не заменима. Наша задача сделать так, чтобы коммуникативная и учебная мотивация учащихся была на высоком уровне.
Мы на своих уроках считаем, эффективным способом не только для выработки правильного произношения, обогащения лексики, но и приобщения к культуре народа – носителя языка, является изучение татарского языка через стихи на татарском языке, через татарскую музыку, через татарские песни и сказки. Заодно проникаешь в духовные ценности, особенности мировосприятия татарского народа, которые отражаются в языке. Стихотворный и песенный материалы на уроках татарского языка используются часто. Безусловно, это расширяет словарный запас детей , помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к татарской поэзии, музыке, обогащает их духовный мир.
Русскоязычные дети принимают активное участие во всех мероприятиях связанных с татарским языком: в республиканской акции «Я говорю по-татарски», в межрегиональных дистанционных олимпиадах по татарскому языку, в межрегиональном конкурсе по татарскому языкознанию «Мудрая белка», в исследовательских конференциях и т.д. Все они способствуют росту знаний татарского языка, их творческому воображению, эмоционально воздействуют в целом на восприятие татарской культуры. Нельзя забывать, что это невозможно без влияния учителя татарского языка и литературы. Личность учителя – важный стимул в изучении любого предмета.
Из опыта работы я для выработки внутренней мотивации при изучении татарскому языку использовала такие приемы:
Формировала перед учащимся цель. Для чего Вам конкретно нужен татарский язык. На каком уровне Вы хотите им владеть?. Разбивала большую цель на маленькие цели. Выучить татарский язык – это отдалённая цель. Чтобы не ослаблять внутреннюю мотивацию, разивали весь путь на конкретные шаги, например, цель на общение в школе с другом-татарином, цель заниматься в on-line школе «Ана теле» и т.д. .
Предлагала учащимся заниматься изучением татарского языка каждый день. Заставлять себя каждый день приближаться к цели минимум на один шаг. Слушать каждый день понемногу радио, телевидение, читать хоть чуть-чуть, но каждый день газеты, журналы, книги и т.д.
Сегодня, наверное, каждый учитель задумывается над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был в радость». Целью своей педагогической деятельности считаем создание условий для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.
Сегодня в школьной практике все шире используются развивающие технологии, призванные покончить с пассивной практикой передачи знаний от учителя к ученику, что позволяет самому познавать, активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как своим приобретением.
Это составляет часть индивидуального подхода, но при этом учитываются личностные особенности учителя и ученика. Например, способности, характер, мотивация, темперамент, эмоции. К примеру, учитывая темперамент ученика (с точки зрения учителя), можно повысить его работоспособность и, тем самым, успеваемость.
Личностно-ориентированный подход связан с учетом мотива ученика: почему он стремится получит хорошую оценку, или из-за познавательного интереса или заставляют родители.
Не смотря на то, что педагогической деятельности применяем принципы и методы развивающего обучения и приемы проблемного обучения, мы, как преподаватели, являемся основным, наиболее компетентным источником знания
Перед собой поставили цель создать здоровоеьсберегающую среду в обучении учащихся тат.языку как средству общения в условиях двуязычия. На своих уроках в первую очередь стараемся создать приятный рабочий микроклимат. От пробуждения интереса уч-ся зависит ход урока. Немаловажную роль в пробуждении интереса уч-ся играет использование кроссвордов, загадок ,стихотворного приветствия на татарском языке, разбор коммуникативных ситуаций в зависимости от изучаемой темы, инсценировок. Программа обучения тат. языку предусматривает изучение на протяжении всех лет обучения следующих тем: « Здоровье и спорт», « Природа и экология», «Известные люди», « Дикие и домашние животные»,» Еда» и другие.
Также для мотивации обучении уч-ся хотелось бы иметь в каждом кабинете мультимедийные проекторы, экраны, интерактивные доски, беспроводной Интернет. Информационные компьютерные технологии конечно же необходимы, но ничто(Ш) не заменит живого интересного рассказа учителя.
Потребность к учебе может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности уч-ся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес тат. языку ,желание овладеть им зависят в большей степени от того , какая технология обучения используется , как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку тат. языка- это другая возможность повысить его действенность. Овладение тат. языком осуществляется , прежде всего на уроке. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил. На уроках стараемся погружать уч-ся в нац, культуру и национальную психологию нашей республики. Для мотивации к обучению тат.яз. учащимися используем разнообразные формы, методы, приемы, средства. Пути и способы мотивации при обучении тат. яз. должны быть творческими, нетрадиционными и эффективными.
Ув. Коллеги! Те традиционные и не традиционные формы обучения при мотивации обучения уч-ся я уверена и Вы все используете на своих уроках. Результаты нашей работы видны в активности наших учеников. Они принимают участие на муниципальных и республиканских олимпиадах, конференциях, на различных конкурсах. Высокие баллы при сдаче единого республиканского экзамена до 73 баллов. Эти результаты говорят о том, что у уч-ся хорошая мотивация при обучения тат. языка. Кроме обучающего процесса на каждом уроке стараемся воспитывть уч-ся достойными людьми своей страны. Я считаю, каждый учитель тат. языка и лит. должен ввести своих учеников в мир добра, правды, должен заставить думать о таких ценных нравственных категориях, как долг ,честь любовь к Родине, родному краю, родителям и родным. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности мы уделяем мотивации по изучению тат. языка учащимися.