Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Захарова Татьяна Викторовнаучитель географииМБОУ «Школа №4»Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель и задачи инклюзивного образованияИнклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.
Международные правовые документы, составляющие нормативно- правовую основу инклюзивного образования1948 г. Всеобщая Декларация прав человека1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов1994 г. Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями2000 г. Всемирный форум по образованию2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФКонституция Российской ФедерацииФедеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», 1995 г.Закон РФ «Об образовании в РФ», от 29.12 2012 г.(проект)Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее физической и организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ. При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.Международный и отечественный опыт инклюзивного образования
Адекватная поддержка семей с детьми- инвалидамиРавноправное партнерство с инвалидами и их семьямиУчебное заведение приспособлено к инклюзивному обучению (наличие пандуса, контрастная окраска ступеней и рифленые поручни лестницы)В школе имеется команда профессионалов: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, социальные работникиОпыт МБОУ «Школа №4»
Проблемы инклюзивного образованияДети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми; Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;Архитектурная недоступность школ, учреждений
Перспективы инклюзивного образованияпсихологическая готовность ребенка к совместному обучению с нормально развивающимися детьми;желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;наличие возможностей оказывать детям с ОВЗ квалифицированную помощь;уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;возможность овладения общим образовательным стандартом в сроки.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.Уильям Джеймс.