Доклад по физкультуре «Формирование мотивации к занятиям физической культурой У школьников».

Доклад по теме:
«Формирование мотивации к занятиям физической культурой
У школьников».
Автор: Смехович Т. Л.
учитель физической культуры
МКОУ «Покоснинская СОШ»
Введение
Актуальность исследования. В условиях введения ФГОС второго поколения выдвигаются новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой. В чём отличие новых стандартов отныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.). Физическое развитие немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому в среднем школьном возрасте перед педагогом стоит задача объяснить ребёнку, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни.
Научная новизна исследования заключается в методике формирования интереса средних школьников к занятиям физической культурой, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья учащихся на современном этапе модернизации школьного образования.
Теоретическая значимость состоит:
в обосновании стимулирующей среды, основанной на взаимосвязи показателей физической подготовленности и знаниях о физической культуре, здоровом образе жизни учащихся;
в разработке современной методики формирования интереса, реализующей эффективное использование мотивационной сферы.
Практическая значимость работы заключается в применении современной методики формирования мотивации к занятиям физической культурой у средних школьников в МКОУ «Покоснинская СОШ» и может быть использована в работе учителей физической культуры.
Концептуальные и методические подходы к исследованию
Проблемная ситуация. При анализе состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры средних школьников выявились следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей активизировать положительную мотивацию школьников к урокам физической культуры и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемой.
Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в поиске средств обучения, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры у детей среднего школьного возраста.
Цель эксперимента: научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у средних школьников.
Задачи эксперимента:
- Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.
- Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у средних школьников.
- Экспериментально обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у средних школьников.
- Разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой.
Объект исследования: процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у средних школьников школы.
Предмет исследования: пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у средних школьников.
Гипотеза исследования. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у средних школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы работы, так и инновационные (применение ИКТ, проектной деятельности, проведение спортивно- оздоровительных соревнований «Президентские состязания»).
Методы проведения эксперимента:
- анализ научно-методической литературы,
- анкетирование,
- педагогическое наблюдение,
- мониторинг физической подготовленности (контрольные испытания),
- педагогический контроль,
- проблемно-поисковый метод,
- методы проектов,
- методы математико-статистической обработки данных.

Непосредственно в эксперименте было задействовано 226 учащихся 5-11-х классов обучающихся по предмету «физическая культура». Исследование проводилось на основании мониторинговых данных физической подготовленности учащихся 5-11-х классов в 2014-2015 учебном году и исследований отношения учащихся к занятиям физической культурой.
Изучались и анализировались литературные источники по проблеме формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой.
Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, то есть - формировать мотив.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (из Википедии).
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим плавание, третьим – футбол и т.д.
Мотивы, связанные с процессом деятельности, это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении, и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность.
Замечательный врач Н.М.Амосов сказал: «В большинстве болезней виновата не природа, ни общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, а иногда от неразумности». Для большинства детей учитель физкультуры - единственный человек, способный грамотно способствовать их физическому развитию. Только при положительном отношении детей к урокам физкультуры возможно соблюдение и выполнение требований учебной программы. Убеждена, что максимально успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.
Одна из главных задач моей работы – это сохранение и укрепление здоровья детей, где преследую следующие цели:
развитие положительной мотивации к урокам физической культуры;
улучшение самочувствия учащихся;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Я реализую перечисленные цели с помощью следующих методов:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные методы.
Объяснение. При ходьбе и беге в начале урока, на разминке объясняю значение выполняемых упражнений. Например: «Ребята, эти упражнения для стопы мы выполняем для профилактики плоскостопия, чтобы ножки были здоровы!». Объясняю, что в раннем возрасте выполнение упражнений с отягощениями даже опасны и могут замедлить рост, а вис на перекладине, наоборот, способствует увеличению роста. Объясняю детям, почему нельзя останавливаться сразу после бега, а надо постепенно снижать нагрузку, сравнивая образно, какова нагрузка на сердце, с экстренной остановкой поезда, когда используют по необходимости «стоп-кран», а мы слышим скрежет колёс.
Беседа. В диалоге с детьми выясняю, кто уже умеет закаляться, каким образом; пополняю детский опыт новыми способами профилактики простуды. Например: массаж биологически активных точек на теле.
Проблемно-поисковый метод обучения. Он активизирует запоминание изучаемого материала. Например, обсуждая варианты падения и вопрос безопасности в прыжках в длину с места, спрашиваю: «Как нужно безопасно приземлиться и почему?», или «Как преодолеть переправу через «болото» двум встретившимся на «мосту» (бревне)? Найдите различные способы перехода на противоположную сторону без падения!».
Практические методы обучения. Двигательный опыт детей обогащается разнообразными упражнениями. Например: старт из различных исходных положений, упражнения в парах, с различным мелким и нестандартным инвентарём и т.д.
Наглядные методы обучения. Рассказывая ребятам о работе дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, о влиянии занятий физическими упражнениями на работу этих систем, показываю красочные таблицы из кабинета биологии. Использую различные презентации по ознакомительным темам. При работе в группах (круговые тренировки, прохождение полосы препятствий) использую карточки с изображениями данных упражнений.

Метод наблюдения. Известно, что дети в процессе любых занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивая себя с другими, отмечая «плюсы» и «минусы» поведения и характера, при этом ребёнок начинает осознавать и познавать себя. Например: групповое оценивание проводящего ученика качества, проведённой им разминки на уроке. Или такой пример: одна группа учащихся проходит полосу препятствий, а другая подсчитывает ошибки в выполнении заданий.
Методы самостоятельной работы. На уроке закрепления изученного провожу круговую тренировку. Но в её организации участвуют дети. Видя, какой инвентарь находится в спортзале, имея опыт в выполнении упражнений по текущей теме, дети сами предлагают комплекс упражнений. Например, раздел «Гимнастика», тема «Лазание по наклонной скамье двумя способами». Дети группами проходят станцию «Горная» (ходьба по наклонной скамье), станцию «Переправа» (подтягивание на скамье лёжа на животе), станцию «Скалолазы» (перемещение по гимнастической стенке), станцию «Акробатическую» (перемещение через бревно),станцию «Силачи» (отжимание), станцию «Весёлая» (прыжки через скакалку). В 5-11-х классах дети уже умеют и любят самостоятельно подбирать упражнения для разминки, добавляя к приобретённому в школе опыт из спортивных секций и домашних заготовок.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определённые затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Например: сильные ученики - отжимаются в упоре лёжа от пола, слабые - в упоре от скамьи. Ситуации успеха организую и путём поощрения промежуточных действий школьников, то есть путём специального подбадривания их на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Убеждаю детей благожелательно указывать на чужие ошибки, помогать «споткнувшемуся», не ругать растерявшегося во время эстафеты. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Метод самоконтроля. Важно развивать у учащихся навык самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. Для этого дети обучаются приёмам самостраховки.
Метод устного контроля. Устный контроль осуществляю путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе ставлю перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Например, проверка разученных дома по карточке упражнений для профилактики плоскостопия. Известно, то задание, что не проверяется, выучено детьми не будет. При фронтальном опросе подбираю серию логически связанных между собой вопросов и ставлю их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников. Например, на прошлом уроке обсуждали способы безопасного падения; закрепляем изученное: «Каково положение головы при падении вперёд? назад? на бок?» Или: «Где можно использовать полученные знания?»
Метод тестов. Использую в работе печатные контрольно-измерительные материалы для контроля знаний. Приложение 1
Метод мини-проектов. В этом учебном году с учащимися 5-11-х классов была апробирована проектная работа. Дети, подготовив дома, комплекс разминки, защищали его в практике на «оценку» учителя и учащихся. Представляли презентации по темам «Лыжный спорт», «Зарядка», где самостоятельно, с помощью родителей искали материал и оформляли работы. Приложение 2, Приложение 3

В этом учебном году впервые в школе среди учащихся и начальных классов были проведены спортивно-оздоровительные соревнования «Президентские состязания». Приложение 4
Были определены победители по параллелям и награждены грамотами. Преимущество этих состязаний в том, что учащиеся соревнуются между собой в первенстве по различным тестам физической подготовки, выявляется победитель в определённом виде испытаний, победитель в классе и класс-победитель. Это очень мотивирует учащихся на дополнительные самостоятельные занятия по физической подготовке.
Формировать интерес школьников 5-11-х классов к физической культуре помогают внеклассные и внеурочные мероприятия: зарядка до занятий, подвижные перемены, «Весёлые старты», «Мама, папа и я - спортивная семья!», «Дни здоровья», «Уроки здоровья», секции и соревнования волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу, Лыжня зовёт, олимпиады по ФК, шашки и шахматы, конкурс рисунков «Мой друг – физкультура!» эстафеты, легкоатлетические кроссы и т.д.
В приобщении детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом опираюсь на поддержку родителей. Приглашаем мам и пап для помощи в организации спортивных праздников. Учащиеся средних классов привлекаются для организации игр и проведения соревнований как с малышами так и в среднем звене. В заключение хочу отметить, что урок физкультуры по-прежнему остаётся одним из любимых у ребят.
Факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существуют несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнениям:
- Обстановка во время занятий и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая его в развлечение. Урок физической культуры приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят бодрость тренера, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность тренера (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников.
- Использование игрового и соревновательного методов в силу их психологических особенностей всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию школьников. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение поставленных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует определив их место, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец тренировки. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники новых упражнений.
Игра привычная форма занятий. Для детей среднего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, учащиеся усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности.

Аналитическая часть
Анализ результатов деятельности. Мною было проведено анкетирование с целью определения мотивации  к занятиям физической культурой  и ведению ЗОЖ  среди учащихся 5-11-х классов, были выявлены следующие результаты Приложение 5 (анкета):
- Большинство желают увеличить количество уроков физкультуры с 2-3 до 4-5 раз в неделю.
- В основном своим здоровьем учащиеся довольны.
- Определение понятия «вести  здоровый   образ   жизни» выражают, как отсутствие болезней, занятия спортом, соблюдение здорового питания, соблюдения режима дня, отказ от вредных привычек, закаливание.
- А вот, самочувствие на уроках у многих школьников сопровождается «усталостью»; «напряжением».
- На вопрос, «какие общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и  здорового   образа   жизни тебе больше запомнились?» основным ответом был школьные «Дни здоровья».
В начале эксперимента была проведена методика «весёлый-грустный» для оценки эмоционального отношения к урокам физической культуры, получилось 38% грустных ответов, 52% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграммы. Эмоциональность учащихся по отношению к урокам физической культуры
Для повышения мотивации необходима стимуляция, необычные ситуации, новые движения. Поэтому в этом учебном году были внедрены в учебно-воспитательный процесс спортивно-оздоровительные «Президентские состязания» и проектная деятельность.
Таким образом, к концу учебного года по сравнению с исходным уровнем результаты по той же методике следующие: 19% грустных ответов, 81% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры, т.е. на 29% уменьшилось грустных ответов.

Так же учащиеся были вовлечены в различные секции, мотивацией занятий в которых было желание проявить себя в спортивной деятельности и желание вести здоровый образ жизни.

№ п/п
Наименование секции
Количество учеников

1
Волейбол
20

2
Футбол
30

3
Пионербол
20

4
Баскетбол
20


Всего:
90

Таблица. Систематическое посещение секций и уроков здоровья

Из таблицы видно, что в этом году 40% учащихся 5-11-х классов задействованы во внеурочной и секционной работе, а это дополнительная двигательная активность, которая прибавляет эмоции, улучшает результаты, укрепляет здоровье.
В процессе экспериментальной работы были подготовлены практические рекомендации для учителей физической культуры по формированию у школьников мотивации к занятиям физической культурой. Приложение 6
Исследования показали, что интерес - явление динамическое, так как постоянно изменяется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом. Средние школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще. Они любят не только побегать, попрыгать, поиграть, но и задумываются над тем, что это средство их физического и психического развития.
С целью повышения эффективности и развития обозначенных мотивов и потребностей у школьников на протяжении исследования мною были использованы такие экспериментально-методические подходы:
1. Устранение на уроках физической культуры ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как ученики вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди - 2-2,5 мин.; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему - несколько минут. Такие продолжительные паузы снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимой для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учеников, тем самым, расхолаживая их.
Устранить эти простои можно несколькими путями:
а) обеспечением спортивными снарядами всей группы школьников, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, разные тренажеры и т.д.;
б) выполнением учениками в паузах подготовительных и подводящих упражнений;
в) наблюдением учеников за качеством выполнения упражнения одноклассником; это повышает познавательную активность школьников и дает возможность использовать идеомоторику, которая оказывает содействие формированию двигательного умения.
Однако следует иметь в виду, что нагрузка на вегетативную систему при таком наблюдении резко снижается, поэтому уменьшается функциональная подготовка учеников.
2. Осуществление постоянного контроля над школьниками на уроке. Активизировать учеников на уроке физической культуры легче, если они будут знать, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю полезно предупредить учеников, в особенности тех, которые проявляют пассивность, что сегодня у всего класса или у отдельных учеников будет оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность. Однако этот метод активизации учеников может иметь и отрицательные последствия (в случае оценивания отдельных учеников): другие, зная, что их оценивать не будут, могут вообще снизить свою активность на уроке.
3. Максимальное включение в деятельность всех учеников, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Освобожденные школьники должны быть присутствующими на уроке, внимательно следить за тем, что делают на уроке их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Идеомоторный акт, который возникает при этом, оказывает содействие не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда в незначительной степени) силу и быстроту. Наблюдение за действиями товарищей, к концу урока приводит к улучшению показателей внимания, освобожденных от занятий школьников; в то время как у освобожденных школьников, которые сидят в другом помещении, эти показатели могут ухудшаться.
Освобождённые от выполнения физических упражнений школьники не освобождались от урока физической культуры. Они брали в нем участие не только как наблюдатели, но и как активные участники, предоставляя помощь в судействе, контролируя активность отдельных учеников, выступая в роли помощников-организаторов.
Анализ условий достижения результата. Мотивация учащихся носит дифференцированный характер в разных классах. Она зависит от многих факторов: материально-технической (спортивной и медицинской) базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих учащихся.
В данном эксперименте не были освещены вопросы мониторинга физического развития учащихся 5-11-х классов, т.к. оснащение медицинского кабинета не позволяет выполнить необходимые обследования.
Вычленение противоречий, проблем. Проблемы формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей среднего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства:
- задания и их оценка должны быть дифференцированы относительно принадлежности учащихся к определённой медицинской группе и улучшения личностного результата по нормативным требованиям программы под девизом «Победи свой рекорд!»,
- использование в обучении ситуации «Успеха»,
- воспитание у учащихся потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой,
- включение в урочную и внеклассную работу преимущественно игр, упражнений и конкурсов соревновательного характера,
- преподавание теоретического материала по физической культуре и здоровому образу жизни с использованием ИКТ (только обоснованно),
- проведение для учащихся средних классов всероссийских спортивно-оздоровительных «Президентские состязания» (автор Ю.В. Вавилов),
- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность,
- вовлечение учащиеся для занятий в спортивных секциях,
- освещение достижений учащихся в соревнованиях и конкурсах по физической культуре публично.
Изменения. В результате экспериментальной работы повысилось качество обученности учащихся и активизировался познавательный интерес учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом:
1. Соревновательные игры и упражнения вызывают повышенный интерес со стороны средних школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении и эмоциональной рефлексии.
2. Проектная деятельность и участие в конкурсах по темам «физическая культура и «здоровый образ жизни» способствуют формированию мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.
3. Теоретические занятия по физической культуре и «Уроки здоровья» необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своём теле и др.
4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
Проектная часть
Перспективы. Перспективу дальнейших исследований в 2015-2016 учебном году я вижу в продолжении работы по данной теме, так как предполагаю необходимость внедрения в учебный и воспитательный процесс работу с индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой. Но теперь, необходимо будет исследовать не учебный и воспитательный процесс, а рассмотреть влияние этой методики в экспериментальных и «контрольных» 5-11-их классах.

Заключение
Оценка. Эффективностью экспериментальной деятельности по определению форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у средних и старших школьников, является: положительная динамика сравнения исходных и конечных результатов проведения мониторинга знаний, физической подготовленности, желание учащихся вести здоровый образ жизни, активные занятия учащихся в секциях.
Таким образом, гипотеза – формирование мотивации к занятиям физической культурой у средних и старших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы работы, так и инновационные - подтвердилась.
Необходимые условия для закрепления положительных результатов эксперимента.
- Использовать в урочной и внеурочной деятельности соревновательные игры, упражнения и тесты, соответствующие возрастным особенностям учащихся, опираясь на Комплексную программу физического воспитания для учащихся 1-11 классов среднего (полного) общего образования, автор Лях В.И., а так же использовать педагогические находки учителя.
- На теоретических занятиях рассматривать темы «физическая культура и спорт», «здоровый образ жизни», обосновано реалистично, используя ИКТ.
- Систематически проводить оздоровительные соревнования «Президентские состязания» и создать Банк мониторинговых данных с анализом изменений результативности.
- В домашних заданиях и на уроках применять проектную и исследовательскую деятельность.
- Вести пропаганду и агитацию среди средних и старших школьников за здоровый образ жизни, вовлекать их для занятий в спортивных секциях и участий в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
Условия внедрения результатов эксперимента в педагогическую практику. Анализ и рекомендации, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы для дальнейшего применения в работе учителей физической культуры нашей школы и другими образовательными учреждениями.
Формы представления результата эксперимента. Свою исследовательскую работу представлю на заседании методического объединения, в сети Интернет, в публикации методического журнала.

Список литературы.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М: Университетское,1990. 
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.
Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания. // Физическая культура. 2000. №1.
Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников. // Физическая культура. 2000. №1.
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: ФиС, 1985.
Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры. // Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции. – М., 1999.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.
Ильин Е.П. Мотив и мотивация. С-П. 2000.
Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. - М.,1985.
Лях В. П. , Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1993.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
Матюхина М.В., Михальчук Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1984.






Отчёт
МКОУ «Покоснинская СОШ»
по целевой спортивно-оздоровительной программе «Президентские состязания»
Общий протокол Всероссийских
«Президентских состязаний» МКОУ «Покоснинская СОШ»
Классы
Многоборье (кол-во баллов)
Творческий конкурс (кол-во баллов)
Общее кол-во баллов
Место

5 «А»
903
116
1019
2

5 «Б»
988
123
1111
1

6 «А»
940
105
1045
1

6 «Б»
854
127
981
2

7 «А»
969
123
1092
2

7 «Б»
1004
119
1123
1

8 «А»
945
103
1048
2

8 «Б»
977
119
1096
1

9 «А»
996
89
1085
2

9 «Б»
1081
85
1166
1

10
-
-
-
-

11
832
90
922
1


Отчет о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников
«Президентские состязания»
Иркутская область, Братский район, с.Покосное. МКОУ «Покоснинская СОШ»
Субъект Российской Федерации
Количество общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации
Количество классов в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации
Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации
Основные виды соревнований и конкурсов, включённых в программу школьного этапа Президентских состязаний
(обобщенная информация по общеобразовательным учреждениям)
Сроки проведения школьного этапа Президентских состязаний
Мероприятия
проводились при поддержке
(государственные и муниципальные организации, спонсоры и т.д.)
Освещение в СМИ



Всего
Приняло участие в школьном этапе Президентских состязаний

Всего
Приняло участие в школьном этапе Президентских состязаний

Всего
Приняло участие в школьном этапе Президентских состязаний





сельские


1 класс


1 класс
59
12
Челночный бег3*10
Подтягивание
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Прыжок в длину с места
Подъём туловища за 30 секунд;
Наклон вперед.
21.01.2015-24.01.2015 год.
нет
На сайте школы http:// shkola-pokosnoe.jimdo.com




2 класс


2 класс
42
12








3 класс


3 класс
32
12








4 класс


4 класс
35
12








5 класс


5 класс
39
12








6 класс


6 класс
38
12








7 класс


7 класс
41
12








8 класс


8 класс
39
12








9 класс


9 класс
43
12








10 класс


10 класс
15
12








11 класс


11 класс
11
12








ИТОГО


ИТОГО
394
132





Отчет о проведение школьного этапа Всероссийских спортивных игр школьников
«Президентские спортивные игры»
Иркутская область, Братский район, с.Покосное. МКОУ «Покоснинская СОШ»
Субъект Российской Федерации

Количество общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации
Количество обучающихся
5-11 классов общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации
Основные виды программы школьного этапа Президентских спортивных игр
(обобщенная информация по общеобразовательным учреждениям)
Сроки проведения школьного этапа Президентских
спортивных игр
Мероприятия
проводились при поддержке
(государственные и муниципальные организации, спонсоры и т.д.)
Освещение в СМИ


Всего

Приняло участие в школьном этапе Президентских спортивных игр
Всего (чел)
Приняло участие в школьном этапе Президентских спортивных игр (чел)
%
от общего числа обучающихся 5-11 классов






1


132
226
84
37
Челночный бег 3*10;
Подтягивание;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
Прыжок в длину с места
Подъём туловища за 30 секунд;
Наклон вперед
21.01.2015-24.01.2015 год
нет
На сайте школы http:// shkola-pokosnoe.jimdo.com


ТАБЛИЦА (5 б класс)
Оценки результатов участников спортивного многоборья (тестов)
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»



Ф.И.О.
Челночный бег 3x10 м (сек)
Очки
М: подтягивания
Д: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа
Очки
Прыжок в длину с/м (см)
Очки
Подъём туловища за 30 сек. (кол-во раз)
Очки
Наклон вперёд (см.)
Очки
Общее кол-во очков

1
Ситникова Вероника Андреевна
8,15
53
28
50
145
18
27
44
5
11
176

2
Степанова Алина Олеговна
8,44
42
27
48
150
20
21
31
15
38
179

3
Фефелова Анна Павловна
8,43
41
30
54
155
23
27
44
9
20
182

4
Борновалов Иван Петрович
7,08
66
7
33
145
10
27
38
0
10
157

5
Тягущев Иван Андреевич
8,00
42
18
65
165
18
23
30
3
16
171

6
Челозерцев Сергей Сергеевич
8,30
31
6
69
155
13
26
36
2
14
123

Итого:
988









ТАБЛИЦА 6 а класс
Оценки результатов участников спортивного многоборья (тестов)
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

Ф.И.О.
Челночный бег 3x10 м (сек)
Очки
М: подтягивания
Д: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа
Очки
Прыжок в длину с/м (см)
Очки
Подъём туловища за 30 сек. (кол-во раз)
Очки
Наклон вперёд (см.)
Очки
Общее кол-во очков

1
Силкин Никита Александрович
7,17
12
11
42
200
28
33
44
9
28
154

2
Шайкин Валентин Викторович
7,77
43
2
11
160
11
31
40
6
22
127

3
Дубровин Герман Витальевич
7,61
46
7
26
173
15
30
38
4
18
143

4
Артемьева Алёна Анатольевна
8,32
35
34
56
150
13
31
47
7
18
169

5
Улановская Елизавета Андреевна
8,17
41
40
61
165
21
31
47
12
28
198

6
Чернышова Юлия Юрьевна
8,24
38
23
34
150
13
34
54
3
10
149

Итого:
940




























ТАБЛИЦА 7 б класс
Оценки результатов участников спортивного многоборья (тестов)
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»




Ф.И.О.
Челночный бег 3x10 м (сек)
Очки
М: подтягивания
Д: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа
Очки
Прыжок в длину с/м (см)
Очки
Подъём туловища за 30 сек. (кол-во раз)
Очки
Наклон вперёд (см.)
Очки
Общее кол-во очков

1
Абрамёнок Антон Николаевич
7,42
45
12
42
200
23
36
47
4
18
137

2
Шестеров Александр Алексеевич
7,42
45
9
30
185
16
32
38
5
20
149

3
Кудряшов Иван Сергеевич
8,20
20
13
46
205
26
31
36
19
54
182

4
Позднякова Анастасия Александровна
8,10
36
30
47
175
26
24
27
19
44
180

5
Борновалова Ксения Петровна
7,67
58
34
56
170
23
27
35
17
38
210

6
Бурикова Евгения Сергеевна
7,95
41
27
40
145
11
18
16
17
38
146

Итого:
1004






ТАБЛИЦА 8 б класс
Оценки результатов участников спортивного многоборья (тестов)
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»



Ф.И.О.
Челночный бег 3x10 м (сек)
Очки
М: подтягивания
Д: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа
Очки
Прыжок в длину с/м (см)
Очки
Подъём туловища за 30 сек. (кол-во раз)
Очки
Наклон вперёд (см.)
Очки
Общее кол-во очков

1
Старостенков Александр Александрович
7,50
67
10
30
205
23
27
26
22
58
204

2
Григорьев Николай Сергеевич
7,63
66
15
50
185
13
39
53
11
30
212

3
Простаков Владислав Витальевич
7,45
68
13
42
215
30
31
34
8
24
198

4
Пивоварун Анастасия Сергеевна
7,93
35
22
30
160
18
29
38
7
14
135

5
Артемьева Елизавета Алексеевна
9,32
3
31
50
100
0
18
15
7
14
82

6
Шнитко Владислава Дмитриевна
8,71
13
32
52
150
13
31
52
8
16
146

Итого:
977








ТАБЛИЦА 9 б класс
Оценки результатов участников спортивного многоборья (тестов)
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».


Ф.И.О.
Челночный бег 3x10 м (сек)
Очки
М: подтягивания
Д: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа
Очки
Прыжок в длину с/м (см)
Очки
Подъём туловища за 30 сек. (кол-во раз)
Очки
Наклон вперёд (см.)
Очки
Общее кол-во очков

1
Лисицына Анна Александровна
7,65
41
43
62
205
35
42
68
26
60
266

2
Кузьмина Раиса Григорьевна
7,90
31
30
44
180
23
35
53
13
26
177

3
Сурмина Валентина Ивановна
9,05
5
20
24
150
8
30
38
14
29
104

4
Чуканов Максим Владимирович
7,34
41
11
30
220
30
34
40
11
30
171

5
Белов Вадим Александрович
7,95
21
8
19
205
20
36
44
19
52
156

6
Листопад Эдуард Андреевич
7,41
37
11
30
215
26
40
56
22
58
207

Итого:
1081





ТАБЛИЦА 11 а класс
Оценки результатов участников спортивного многоборья (тестов)
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»


Ф.И.О.
Челночный бег 3x10 м (сек)
Очки
М: подтягивания
Д: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа
Очки
Прыжок в длину с/м (см)
Очки
Подъём туловища за 30 сек. (кол-во раз)
Очки
Наклон вперёд (см.)
Очки
Общее кол-во очков


1
Галаганова Наталья Николаевна
7,27
56
31
47
195
30
24
24
18
41
198


2
Данилович Анастасия Александровна
8,64
14
25
34
165
15
20
16
7
14
93


3
Борновалова Елизавета Петровна
8,70
12
20
24
147
6
22
20
3
7
69


4
Зазнобов Иван Николаевич
6,84
55
11
26
250
55
30
30
5
16
182


5
Павлов Виктор Владимирович
6,95
52
13
34
235
40
29
28
0
6
160


6
Хамидулин Дмитрий Валерьевич
7,81
22
14
38
215
22
28
26
8
22
130

:
Итого:
832







Приложение 6

Практические рекомендации учителям физической культуры
для формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой

- Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания и часто хвалить за заслуги, поощрять. Использовать словесные подбадривания и поощрения и, такие как, похлопывание по плечу и дружеская улыбка.

- Хвалить детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если говорить, что ученик сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что учитель просто хочет его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к учителю.

- Признавать неудачное выступление своего подопечного. Например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация», вместе с тем, подбадривая его: «В следующий раз у тебя все получится».

- Вырабатывать реальное планирование результатов (достижений), соответствующих возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют учителю обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 11-летнего ученика того, что можно ожидать от 16-летнего.

- Поощрять усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда всё идёт хорошо. К сожалению, ученики не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если воспитанник полностью выложился, то чего ещё от него можно требовать

- Обращать внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Ученики должны видеть улучшение своих физических качеств. Использовать разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко использовать демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивать максимальное использование средств обучения.

- Видоизменять виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводить физическую активность в соответствии с потребностями ребёнка, а не наоборот.

- Поощрять правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка учителей состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено учеником неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.

- Обеспечивать окружающие условия и страховку, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.

- Вдохновлять детей в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Показатели в сентябре


Показатели в феврале

19%

81%

52%

38%

Приложение 1

Литература: Верхлин В.Н. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.

Приложение 5

Приложение 4



Схема 2уроки 005Рисунок 3M:\уроки 005.jpgуроки 005Рисунок 3M:\уроки 005.jpgRoot Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·