Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников.


Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников.
Машина Людмила Александровна
МКОУ «СОШ №10»
Г. Лиски
Основной задачей физического воспитания является формирование потребности школьника к занятиям физической культурой и спортом.
Среди занимающихся физкультурой основными мотивами являются: укрепления здоровья, получение удовольствия от занятий, общение, желание родителей.
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом должны учитываться следующие моменты:
- деятельность должна оставлять после себя видимый результат;
- этот результат должен оцениваться качественно и количественно;
- требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими.
Поэтому для учителя физической культуры имеет существенное значение изучение мотивации школьников к занятиям физической культурой на разных возрастных этапах формирования личности.
Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу. Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности. Поэтому удовлетворяя данные потребности школьника, учитель физической культуры, тем самым, формирует положительную, устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом, являются: похвала или порицание; соревнование с другими; влияние успеха и неудачи; влияние общественного мнения; наличие перспективы, конкретной цели.
Главные мотивационные линии школьного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься физической культурой и спортом. Формируется система личностных ценностей, которые определяют содержание спортивной деятельности подростка.
Что же касается угасания мотивации к занятиям физической культурой и спортом, то это бывает в тех случаях, когда мотивы школьника удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки. Поэтому большое значение имеет уровень сформированности мотивов подростка к готовности в дальнейшем заниматься физической культурой и спортом.
В старшем школьном возрасте следует развивать новый познавательный мотив - самообразование. Формировать социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношении к физической культуре как здоровому образу жизни, усиливать деловую ориентацию школьников на приобретение знаний в области физической культуры. Кроме этого, при формировании убеждений необходимо прибегать к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности.
Укрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом происходить в результате соотнесения человеком своих потребностей с возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
Мои наблюдения за учащимися на уроках физической культуры дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях чаще становится интерес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Питер,2011. 512 с.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 486