Проектирование этапа урока с использованием работы учащихся в малых группах.


Проектирование этапа урока с использованием работы учащихся
в малых группах
Организация работы учащихся в малых группах является особой педагогической задачей учителя, работающего по любой образовательной системе. Вместе с тем, необходимость организовать такую работу вступает в противоречие с тем, что этот вопрос в практике начального образования разработан недостаточно. В методических пособиях практически отсутствуют пути организации такой работы. И, в частности, нет ответа на вопрос, какие моменты необходимо учитывать при проектировании этапа урока с использованием работы учащихся в малых группах.
Для исследования трудностей, возникающих при организации работы учащихся в группах и для того, чтобы наметить пути к построению наиболее рациональной системы работы мы разработали ряд анкет для учителей и учащихся (общее количество респондентов более 100 человек), использовали включённое наблюдение на уроках коллег, изучили опыт учителей, работающих в различных образовательных системах. Было выявлено, что большинство учителей организуют на своих уроках работу учащихся в группах. В ходе такой работы у учителей и учащихся возникают трудности. Учителя назвали такие проблемы: трудности при формировании групп; трудности, связанные с неумением детей распределять роли в группе; дети не умеют сотрудничать между собой, слушать друг друга, не могут работать сами. Учащиеся отметили, что часто не могут договориться, не могут выразить свою точку зрения, к их мнению не прислушиваются. На наш взгляд, подобные проблемы возникают там, где учителя практически не ставят специальной задачи освоения учащимися разных способов взаимодействия в группах, а сама работа организуется нерегулярно. Дети вырабатывают правила работы внутри группы «стихийно», через свой опыт. Естественно, что результаты такой работы оказываются невысокими и не удовлетворяют ни учителя, ни учащихся.
Остановимся на основных моментах наших методических рекомендаций, которые позволят учителям организовать такую работу более эффективно. В первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника и т. д. Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. А поскольку все группы в своём развитии проходят стадию конфликтных отношений, то учителю нужно научить детей различным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Мы в течение нескольких лет систематически занимались подбором и апробацией различных вариантов формирования групп младших школьников. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы. В своей практической деятельности мы осваивали один из возможных способов работы в малых группах и использовали его всякий раз, когда для этого представлялась возможность. Отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.  
Выбор способа группового взаимодействия учащихся также зависит от той задачи, которую учитель предполагает решить на уроке. Перечислим наиболее известные способы: «Мозговой штурм»; «Круглый стол»; «Обсуждение по кругу»; конвейерный, кооперационный тип взаимодействия,  «1-2-все»; «Трёхшаговое интервью»;  «Номера» («Цвета»); ролевое взаимодействие; взаимодействие по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить; совместные действия детей, воспроизводящие отношение «ученик - учитель» – различные формы взаимообучения, взаимопомощи, консультирования и др.Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп. Часто обсуждение затягивалось, что приводило к нерациональному использованию времени на уроке, а также к некоторому однообразию в организации такой работы. Это обстоятельство побудило нас искать различные варианты организации межгруппового взаимодействия.
Для того чтобы эффективно организовать на уроке работу учащихся в группах учителю необходимо спланировать её, а затем выстроить по этому плану на уроке. Мы разработали и описали основные моменты, на которые учителю следует обратить внимание в ходе подготовки этапа урока с использованием групповой работы. Учитель должен решить будут ли присутствовать те или иные моменты на уроке.
▪ Чаще всего работа учащихся в группе занимает какую-то часть урока, поэтому учителю надо задуматься, на каком этапе урока будет организована такая форма работы, и с какими формами она будет сочетаться.
▪ Далее надо определить цель такой работы.
▪ Третьим шагом будет продумывание мотивации – учащиеся должны почувствовать необходимость в тех действиях, выполнение которых служит достижению цели.
▪ Каким будет задание для работы в группах: одинаковое для всех групп, разное или между группами будут распределены части одного объёмного задания?
▪ Как будет представлено задание: на карточках, задание из учебника, написано на доске, устно?
▪ Как будут формироваться группы (способ)?
▪ Будут ли оговорены необходимые роли (функции) при работе в группе и как будут распределены обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто больше внесёт предложений)?
▪ Лидер группы будет выбираться группой или назначаться учителем, либо группа будет работать без лидера?
▪ Начать работу надо с инструктажа: обратить внимание на особенности задания и на поведение, которое ожидается от учащихся, на важность исполнения соответствующих ролей.
▪ Как будет организована сама работа: путём исследования, эксперимента, наблюдения или репродуктивно (упражнение) и выбрать один из возможных способов работы в малых группах?
▪ Как учитель будет контролировать соблюдение правил групповой работы, и какие действия предпринимать в случае нарушения правил?
▪ Будет ли он оказывать помощь участникам группы, и какую (содержательную или организационную)? 
▪ Каковы будут способы фиксации работы группы (фиксация всего хода работы или только её результата; форма фиксации результата – внутри группы или фронтальная «для всех»)?
▪ При необходимости обеспечить необходимые для работы материалы (листы формата А 4, фломастеры, липкая лента и т.д.).
▪ Какое время будет отводиться на групповую работу и когда она будет завершена (когда все группы закончат или когда закончит одна из групп, или когда истечёт время)?
▪ Как пространственно будут располагаться группы в помещении?
▪ Как будет организована межгрупповая работа?
▪ Выбрать способ оценки результатов работы учащихся.
Групповая работа имеет свои особенности и методику проведения, является очень важной и одновременно сложной для организации формой работы. Для того чтобы достичь положительного учебного результата, необходимо систематически использовать групповую работу на уроке, постоянно оценивать полученный опыт и совершенствовать его.