Методическая разработка Реализация деятельностного образовательного пространства на уроке


Реализация деятельностного образовательного пространства на уроке
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).

Метапредметные результаты Уровни
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Регулятивные Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок Приобретения  навыка саморегуляции.
Познавательные Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Коммуникативные Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;
владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Сейчас я предлагаю вам оценить свой уровень сформированности метапредметных компетенций, а именно коммуникативных. Попрошу вас оценить себя и поставить галочки там, где вы считаете наиболее подходящим для вас.
Для формирования УУД необходимо применять в своей работе разные Активные Методы Обучения – этот дидактический материал можно посмотреть в Папке «Педагогическая копилка». А сейчас поиграем. (См. слайд)

Задание «Левая и правая стороны»
 
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.
Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

Теперь соотнесите результаты игры с таблицей на слайде (обратная связь) и со своей карточкой. Оцените себя: на каком уровне коммуникативной компетенции вы находитесь! И исходя из полученных результатов, можно корректировать и продолжать работу в этом направлении.
Это и есть формирующее оценивание, которое помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.
Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание -эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Афоризм Боба Стэйка: «Когда суп пробует повар — это формирующее; когда суп пробуют гости — это итоговое».
 Работая в начальной школе  приходиться сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения и из среднего звена в старшее. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате чего у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Что я делаю не так? Что делать? Как учить? Я пришла к выводу: «Мы все говорим, что сейчас другие дети. Так и учить надо их по-другому». И в этом году я апробирую на своем классе формирующее оценивание.
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.
Для того чтобы оценивание было эффективным, надо регулярно вовлекать в этот процесс детей, помогая им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для этого оценивания в партнёрстве требуется предъявить и обсудить с детьми учебные показатели (цели) – то, что должно быть изучено – и учебные результаты – то, на что дети будут способны, после того, как это изучат. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока на приемлемом для них языке. Учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.
Конечно, эта работа требует много усилий, есть свои минусы и плюсы. Но, я надеюсь, что это поможет измениться всем нам, участникам образовательного процесса: и мне, как учителю, и ученикам.
Спасибо за внимание!