Экспериментальная деятельность в детском саду


Опытно-экспериментальная
деятельность в детском саду

Воспитатель
Золотова И.П.
В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и т.д.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действия путем результата, сопоставить выводы и определить значимость физических явлений для человека и самого себя.
Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие: температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Основной целью работы с детьми является формирование у них основ целостного мироведения средствами физического эксперимента.
Задачами являются:
Формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества
Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ(твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)
Формирование у детей элементарных географических представлений.
Развитие эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.
Формирования стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении детская экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получить в результате».
Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий, играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах. Поэтому воспитателям начинать работу необходимо с оборудования мини-лаборатории, где основным являются:
приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Материал, находящийся в «центре экспериментирования», должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
В группе необходимо создавать пространственно – предметную среду развития и саморазвития ребенка, что способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей.
Предметно – развивающее пространство включает следующие взаимосвязанные между собой мини-среды:
ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в определенный сезон, соответствующий реальному;
интегрированные природно-культурные мини-среды реальной и исследовательской деятельности в природе;
творчески-преобразующая, «научная» мини-лаборатория экспериментирования;
схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности;
модели знакомых игр;
различные природные материалы, предметы-посредники.
Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини-сред, где осуществляется развитие экспериментальных способностей ребенка – дошкольника.
Организация работы с детьми по формированию у них основ целостного мироведения средствами физического эксперимента может основываться на следующих критериях:
Создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира, знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.
Знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитные и земные притяжения, электричество и др.)
Развитие познавательной активности детей через организацию деятельности с водой, песком, глиной, снегом, эксперименты с магнитом, лупой и пр.; через организацию наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега, движение различных видов транспорта).
Развитие любознательности и поддержка инициативы детей посредством использования проблемных ситуаций с совместным обсуждением, познавательных игр, упражнений и др.
Развитие у детей представлений о Земном шаре, атмосфере, знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями; знакомство с различными природно – климатическими зонами, условиями жизни на Земле, с природными богатствами недр Земли посредством использования художественной литературы, картин, слайдов и т.д.
Развитие у детей представлений о Солнечной Системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца) через использование иллюстративного материала формирование представлений о созвездиях, кометах, метеоритах, солнечных и лунных затмениях, а также в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.В обеспечении реализации учебно-игровой модели познавательной деятельности используются следующие методы и приемы:
- Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В каком виде легче плавать» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
- Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне..- Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.
- Драматизация: ребенок берет на себя: то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:
- поощряется любопытство, любознательность, представление возможности ребенку действовать с разными предметами и материалами, манипулирование с ними, если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объяснить, почему, помочь определить, что можно;
- развивается стремление доводить начатое дело до конца, через использование положительной оценки;
- проявление заинтересованности к деятельности детей, беседы с ними об их намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата, расспросить о результатах деятельности и как ребенок достиг их.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, физическими явлениями и законами занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы, педагоги, создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Как организовать
опытно-экспериментальную деятельность
в детском саду


Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Выделяют несколько основных особенностей познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго.
Алгоритм подготовки экспериментов
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений) .3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) .
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий.
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9. Уточнение, каким будет эксперимент — краткосрочным или долгосрочным.
10. Прогнозирование результатов.
11. Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности.
Структура экспериментов
1. Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте) .
2. Прогнозирование результатов (в старшем возрасте) .3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст) .
5. Выполнение эксперимента (под руководством педагога) .
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
8. Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно среднем и старшем дошкольном возрасте) .Постановка проблемной задачи
Проблемная задача должна быть понятной, следовательно она должна вызывать интерес, определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть предоставлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности. Предлагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приёмов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослого и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.
Фиксация результатов опытов и наблюдений
Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.
Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничится альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечаются педагогом на данный отрезок времени.
Внешнее оформление календаря определяется целями и задачами, вкусом педагога и имеющимися возможностями.
Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нём тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь предоставлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Внешнее оформление календаря полностью определяется педагогом.
Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой при роды. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы.