Доклад Исследовательская деятельность в детском саду
Исследовательская деятельность в детском саду.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском саду мы используем следующие формы работы:
НОД;
беседы познавательно-эвристического характера;
дидактические и развивающие игры, упражнения;
эксперименты и опыты;
наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
экскурсии и целевые прогулки;
работа в уголках природы;
трудовые поручения, действия
коллекционирование.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.Таким образом, работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Структура детского экспериментирования
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
формулирование выводов.
Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы уголки «Детские лаборатории», находящиеся в уголках природы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. В то же время лаборатория – это место для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике).
В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3)Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
В экспериментальных уголках могут быть:
приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т.д.);разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;
природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т.д.);утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т.д.);технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т.д.);разные виды бумаги;
красители: пищевые и непищевые;
медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:
– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;
– памятка о проведении занятия-экспериментирования;
– конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;
– картотека опытов;
- карточки-схемы;
- методическая литература и тд.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).
Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Список использованной литературы
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.