Учебный проект «Курение: дань моде, привычка или болезнь?
Паспорт
учебного проекта по теме:
«Курение: дань моде, привычка или болезнь?
Учебные предметы: биология, химия, история
Класс: 9
Вид проекта: среднесрочный, меж предметный, информационно- исследовательский
Цель проекта: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время для формирования ценностных ориентаций учащихся и в выборе ими жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения; познакомить с причинами появления человеческих пороков, воспитывать негативное отношение к этой привычки.
Проблемная ситуация: Курение широко распространено среди населения земного шара, но в настоящее время Россия самая курящая страна. На западе количество курящих уменьшается, а у нас увеличивается, в том числе за счет женщин и детей.
Проблема проекта: Так что такое курение, дань моде, привычка или болезнь?
Задачи проекта:
организовать поиск информации
провесим исследования разных аспектов данной проблемы;
установить причины начала курения;
выяснить механизм привыкания к курению
раскрыть последствия воздействия курения на организм человека;
оформить результаты исследования в форме презентации
Содержание проекта: история курения, состав табачного дыма, механизм привыкания к курению, последствия воздействия курения на организм человека, количество курящих людей и законы, регламентирующие курение в нашей стране.
Исследования в рамках проекта:
состав табачного дыма;
анкетирование учащихся 9 классов «Курите ли вы?»
Форма презентации:
компьютерная презентация;
стендовый доклад
Результаты проекта:
разработан учебно-методический материал для проведения уроков, внеклассных мероприятий по теме «Влияние вредных привычек на организм человека»;
подготовлены презентации
План проекта:
№ Виды деятельности учащихся и учителя Время
1 Презентация учителя для учеников. 1 урок
2 «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) 3 Деление учащихся на группы. 4 Определение темы для каждой группы учащихся соответственно проблемным вопросам. 5 Определение целей и задач исследования для каждой группы. 6 Осмысление учебных вопросов для каждой группы учащихся. 2 урок и внеурочное время
7 Ознакомление учащихся с критериями оценивания проекта. 8 Работа учащихся по поиску информации, соответствующей проблемным и учебным вопросам. 9 Оформление работы учениками в виде презентации 10 Защита проекта. 3 урок
11 Определение общего балла для каждого ученика по оценочному листу. 12 Выставление отметки в журнал. Сведения о проекте
Перед началом проекта учитель готовит все необходимые дидактические материалы, объясняет смысл изменения и проведения учебных занятий. Осуществляет подбор материала с использованием Интернет.
1 урок: Постановка задачи.
Ученики знают много о вредных привычках, некоторые сами уже к ним пристрастились. С помощью стартовой презентации и входного контроля учитель выясняет имеющиеся знания по этой теме. Определяются темы для исследований, класс разбивается на группы, каждая из которых будет исследовать свою тему:
1 группа («Историки») – исследуют историю возникновения курения;
2 группа («Химики») – выясняют состав табачного дыма;
3 группа («Медики») – выявляют вредное влияние курения на организм;
4 группа («Социологи») – выясняют данные о числе курящих в мире, нашей школе
5 группа («Юристы») – изучают законы, регламентирующие курение
2 урока: Исследования учащихся
В течение следующих уроков ученики, при поддержке учителя, пытаются ответить на вопросы своей темы. Знакомятся с историческими сведениями. По результатам своей работы учащиеся создают материалы, в которых отражается результат их деятельности (презентация). Делают выводы по теме. В поддержку знаний и умений, которыми должен обладать ученик 21 века, учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы.
3 урок: Защита проектов.
Каждая группа выступает с презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование, осуществляется индивидуальная рефлексия. Проводится рефлексия в форме анкеты.
График оценивания работы над проектом
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Фронтальная беседа с уч-ся во время вводной презентации
Мозговой штурм
Распределение по группам 1.Самоконтроль уч-ся
2.Критерий самооценки в группе
3.Взаимообучение 1.Итоговая самооценка качества работы в группах перед защитой проекта
2.Презентация
3.Итоговый контроль
Описание методов оценивания
Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта. Проводится входной контроль, который позволяет выявить основные знания по теме «Вредные привычки»
В ходе беседы в процессе просмотра стартовой презентации учителя ученики знакомятся с предлагаемыми темами исследований, соответствующими стандартным требованиям учебной программы, распределяются по группам, планируют ход исследований, знакомятся с критериями оценивания итоговых работ.
Итоговое оценивание направлено, в первую очередь, на умения соотносить проблемные вопросы с целями исследований, аргументацию выводов, рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.
Каждая группа в результате представляет свою исследовательскую работу по выбранному направлению.
Дидактические материалы для работы над проектом для учащихся
1.Лист планирования в группе
Основополагающий вопрос__________________________________________________________
Вопросы (проблемы):
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
Этапы
1.Гипотеза:______________________________________________________
2.Цель:__________________________________________________________
3.Задачи:________________________________________________________
4.Что знаем:_____________________________________________________
5.Что еще нужно найти:___________________________________________
Что можно использовать:
Источник информации
(ресурс)
Вид информации:
Какую консультацию и у кого можно получить:
Название группы
Координатор в группе___
_________________________________
Распределение обязанностей и план группы
1ученик
2ученик
3ученик
4ученик
5ученик
1.Что делать
2. Что сделано
2.Практические рекомендации по созданию презентаций
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1.Определение целей.
2.Сбор информации об аудитории.
3.Определение основной идеи презентации.
4.Подбор дополнительной информации.
5.Планирование выступления.
6.Создание структуры презентации.
7.Проверка логики подачи материала.
8.Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III.Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации
3.Лист оценивания работы каждого учащегося группы
Критерии оценивания Всегда Часто Иногда Никогда
1. Участвует в обсуждении ключевых вопросов 2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды 3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей 4. Высказывает новые идеи. 5.Вносит конструктивные предложения 6.Умеет выслушивать товарищей 7.Тщательно обдумывает информацию 8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи. 9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения. 10.Умеет выяснять, что непонятно 11.Умеет принимать помощь товарищей. 12.Подбадривает и поддерживает товарищей. 4.Критерии оценивания презентаций (баллы)
Параметры оценивания презентации Выставляемая оценка (балл) за представленный проект
(от 1 до 3)
«Историки» «Химики» «Медики» «Социологи» «Юристы»
1-2.Связь презентации с программой и учебным планом 3.Содержание презентации. 4.Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.) 5. Подача материала проекта – презентации 6.Заключение презентации 7.Графический дизайн 8.Техническая часть 9.Эффективность применения презентации в учебном процессе Итоговое количество баллов: