Выступление на родительском собрании Психологические особенности восприятия детьми дорожных ситуаций


Выступление на родительском собрании
«Психологические особенности восприятия детьми-дошкольниками дорожных ситуаций»
Уважаемые родители, начинается учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу. Обычно этот путь проделывается совместно, но часто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно–их нарушают. А ведь как гласит народная мудрость, «Ничто не убеждает лучше примера».
Наиболее частыми причинами аварий, особенно с участием детей, являются: переход проезжей части в месте, не предназначенном для этого или на запрещающий сигнал светофора; переход улицы непосредственно перед транспортом, который стоит или приближается; переход улицы, где она плохо просматривается в обе стороны; детские игры и шалости вблизи проезжей части или на ней; невнимательность во время перехода улицы.
Опасные ситуации на дороге возникают по нескольким причинам, самая главная из которых–большое количество машин на улицах. Значит, первое правило безопасности–каждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, –первоисточник этих знаний для детей. Среди жертв ДТП много детей. Общество платит слишком большую цену–жизнь и здоровье детей как дань автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от ДТП, научить их безопасному поведению на дороге. Первым учителем здесь должны стать Вы, родители! Главное–привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.
Проблема обучения детей дошкольного возраста ПДД имеет свои особенности. От Вас, родители, требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Изучение правил–дело нужное, но их отличное знание само по себе не гарантирует детям безопасности на дорогах. Главная задача в том, чтобы привить детям навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи. Только знания, терпение, такт дают возможность научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Как же правильно научить детей оценивать дорожную ситуацию? Почему дети ведут себя на дороге «не так»? Что нужно знать о физических и психических состояниях детей для предупреждения ДТП? 1. Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях. 2. Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации. 3. Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые переходят через дорогу, потому что поведение детей в жизни и, соответственно, на дороге, зависит от многих факторов, и основную роль здесь играют природные данные :-Психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым: ребенок может ринуться вперед или изменить направление движения на 180 градусов, может совершить прыжок в сторону (чтобы не попасть в лужу) или встать посреди дороги (надеясь, что машина сама его объедет, может непроизвольно посмотреть в сторону по рассеянности. -Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты, оно концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют детей больше всего. -На детей большое влияние оказывают эмоции: радость, испуг, удивление, интерес к чему-то заставляют напрочь забыть об опасности, которой дети может быть подвергнуты. -Дети дошкольного возраста часто еще не способны точно определить источник звука, а в рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки, поэтому они могут не обратить внимание на звук приближающейся машины. -Дети ориентируются преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются правилами: им (впрочем, как и взрослым) свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцирующего поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное» чувство: вести себя так же, как и другие. -Взрослые, подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем, готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. -Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать варианты поведения водителя. -Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля: при приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискнет пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся на большой скорости. -Детям свойственно «туннельное зрение», при котором юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд. -Рост маленьких пешеходов–серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз ребенка от 3-х лет на высоте около 90 см, в возрасте 6-ти лет–около 110 см, поэтому из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям. -Дети до 4-х лет, как правило, почти незнакомы с ПДД, их поведение базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек: реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться, резко разворачиваться и объезжать препятствия точно так же, как и их игрушечные автомобили. -В экстремальной ситуации, когда дети поставлены перед срочным выбором как поступить, они легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищенности, они просто теряются. -Чем труднее ситуация для детей, и чем больше надо проявить им сообразительности и скорости в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.И, таким образом, образуется замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем дети медленнее и неправильнее принимают решение. Выходом из этой ситуации может быть система формирования у детей навыков безопасного поведения на проезжей части. Если Вы, родители, будете хоть немного больше знать о психических и физиологических особенностях несовершеннолетних участников дорожного движения, то сможете предотвратить намного больше нежелательных ситуаций на дороге, и как следствие, сберечь жизни и здоровье детей. Это то, что Вам необходимо знать об особенностях восприятия ребенком ПДД!
Но что необходимо Вам выполнять, чтобы ребенок не попал в ДТП?
В возрасте 3-4 лет лучше всего: познакомить ребенка со средствами передвижения, характерными для нашей местности, их названием; рассказать про части автомашины, грузовой машины; объяснить, что существуют правила дорожного движения, где есть правила поведения на улице, правила поведения в общественном транспорте, а так же разные сигналы светофора. В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения С. Михалкова «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит» и посмотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД.
В возрасте 4-5 лет лучше всего: дать ребенку знание (представление) об общественном транспорте, познакомить с грузовым транспортом; дать знание об улице: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности; рассказать о том, какие дорожные знаки бывают: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход; познакомить с правилами дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Е. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, смотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД
В возрасте 5-6 лет лучше всего: познакомить ребенка с запрещающими и предписывающими знаками; провести работу по изучению работы регулировщика; работать на формирование у ребенка умения свободно ориентироваться на дороге; продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Кирюша попадает в переплёт», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовать сюжетно-ролевые игры на тему правил поведения на улице («Мы идем в магазин», в общественном транспорте («Мы едем, едем, едем») и на дороге в целом («Мы – машинки»). В возрасте 6-7 лет лучше всего: продолжать учить ребенка соблюдать правила дорожного движения; продолжать закреплять правила поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги.
В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», Н. Кончаловской «Самокат», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовывать сюжетно-ролевые игры на соответствующую тематику, а так же настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.