Разработка урока по теме Электролиты и неэлектролиты.
Электролиты и неэлектролиты.
Цели урока.
Обучающие - формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах; изучить природу тока в электролитах, закономерности, возникающие в электролитах при протекании тока, показать, что способность проводить электрический ток зависит от наличия заряженных частиц и от их способности передвигаться, т. е. строения вещества.
Развивающие - развитие
Учебно-интеллектуальных умений: диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать.
Учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать, исследовать практически (наблюдать, ставить опыты, проводить эксперименты).
Воспитательные - содействие воспитанию у учащихся организованности, аккуратности, умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь товарищам, принимать помощь товарищей).
Задачи урока
выяснить от чего зависит электропроводность веществ;
исследовать электропроводность веществ путём выполнения лабораторной работы;
установить взаимосвязь между строением вещества и его способностью проводить электрический ток;
показать, что при растворении веществ в воде происходит разрушении молекул на ионы, подготовить учащихся к формированию понятия «электролитической диссоциации»;
ввести понятия «электролиты» и «неэлектролиты».
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование : оборудование и реактивы для опытов, компьютер, мультимедийная презентация, видеофрагменты опытов.
Демонстрация: испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
ТБ 2,3.5
Ход урока
Организационный момент: отметить отсутствующих, объяснить цели урока.
Актуализация опорных знаний в межпредметной беседе:
Учитель. Что такое электрический ток?
Ответ. Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц.
Учитель. Как называются вещества, которые проводят электрический ток? Приведите примеры.
Ответ. Вещества, которые проводят электрический ток, называются проводники, например металлы: серебро, медь, алюминий и др.
Учитель. Как называются вещества, которые не проводят электрический ток?
Ответ. Вещества, которые не проводят электрический ток, называются изоляторы, например, пластмассы, резина, фарфор, янтарь, воздух.
Учитель. За счет каких заряженных частиц металлы проводят ток?
Ответ. В металлах подвижными заряженными частицами являются обобществленные электроны.
Учитель. Какие ещё зараженные частицы вам известны?
Ответ. Ионы: положительно заряженные – катионы и отрицательно заряженные – анионы.
Учитель. Как вы думаете, могут ли ионы создавать электрический ток?
Ответ. Думаю, могут, так как электрический ток это движение заряженных частиц, а ионы это заряженные частицы.
Учитель. Для проверки высказанного предположения проведем серию опытов и результаты внесем в таблицу. Что бы запомнить таблицу, вспомните причинно - следственные связи: строение - свойства.
Ответ. Известно, что свойства зависят от строения. Под строением понимается тип кристаллической решетки, тип химической связи и строение атома.
Учитель. Мы будем исследовать следующие вещества: воздух, дистиллированную воду, кристаллическую поваренную соль, раствор поваренной соли в воде, раствор хлороводорода в воде (соляная кислота), сахар кристаллический, раствор сахара в воде. Внесите в соответствующие колонки таблицы № 1 названия веществ, их молекулярные формулы, тип химической связи и ваши предположения об их электропроводности символами горящая или не горящая лампочка. Видеофрагменты опытов
Кто, если он добросовестен, не сочтет, что следует воздержаться от рассуждений, когда говорит опыт? (Антуан ван Левенгук)
Таблица № 1
Вещества, Названия
Молекулярная формула
Тип химической связи (строение)
Электропроводность (свойства)
Противоречия
Предположение
Опытные данные
Воздух
N2; O2
Связь ковалентная неполярная
Вода дистиллированная
H2O
Связь ковалентная полярная
Соль кристаллическая
NaCl
Связь ионная
Проблема №1
Раствор поваренной соли
NaCl
Связь ионная
Соляная кислота (Раствор хлороводорода)
HCl
Связь ковалентная полярная
Проблема №2
Сахароза кристаллическая
C12H22O11
Связь ковалентная полярная
Раствор сахарозы
C12H22O11
Связь ковалентная полярная
Проблема №3
Учитель. Проведем эксперимент, собрав следующий прибор, и внесем данные опыты в таблицу.
Учитель. Посмотрим, все ли наши предположения подтверждаются опытными данными. Найдем противоречия между предполагаемыми и экспериментальными данными и сформулируем их как проблемы и попытаемся их решить.
Честь науке – ей дано уменьевыводить нас из недоуменья. М. Светлов.
Учитель. Сформулируем проблему №1.
Ученик. Почему раствор хлорида натрия, в отличие от твердой соли и дистиллированной воды, проводит электрический ток?
Решение проблемы № 1
Учитель. Есть ли ионы в кристаллах соли?
Ответ. Да, потому что соль ионное соединение.
Учитель. Почему кристаллическая соль не проводит электрический ток?
Ответ. Кристаллическая соль не проводит электрический ток потому, что нет движения ионов. Они связаны силами электростатического притяжения.
Учитель. Тогда, почему раствор NaCl проводит электрический ток?
Ответ. Если раствор NaCl проводит электрический ток, значит, в нем есть движение ионов. Следовательно, ионы стали свободными.
Учитель. Как вы думаете, почему это произошло? Сформулируйте гипотезу.
Ответ. В узлах кристаллической решетки хлорида натрия содержатся ионы, которые высвобождаются при контакте соли с молекулами воды, что определяет электрическую проводимость раствора хлорида натрия. Это подтверждается опытными данными.
Учитель. Сформулируйте проблему №2.
Ученик. Почему водный раствор хлороводорода (вещества с ковалентной полярной связью) проводит электрический ток?
Решение проблемы № 2
Учитель. Есть ли в молекуле хлороводорода ионы?
Ответ. Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.
Учитель. Раствор хлороводорода проводит электрический ток?
Ответ.Да. Значит, в нем ионы есть!
Учитель. Подумайте, в результате чего они появились? Сформулируйте гипотезу.
Ответ.Если раствор хлороводорода проводит электрический ток, значит, в нем имеются ионы, образующиеся в результате взаимодействия хлороводорода с водой при растворении. Это доказывают данные опыта.
Учитель. Ваши гипотезы правильны. Сегодня на уроке вы увидели вещества, растворы которых проводят электрический ток. Они называются электролиты. Это вещества с ионной и ковалентной сильно полярной связью. К ним относятся растворимые соли, кислоты и основания. Такие вещества распадаются на ионы при растворении в воде или расплавлении. Распад электролитов на ионы называется электролитической диссоциацией. Это обратимый процесс, который можно представить в общем виде следующим уравнением: К А <>K+ +
Учитель. Сформулируйте проблему № 3.
Ученик. Почему раствор сахарозы (вещества с ковалентной полярной связью) не проводит электрический ток?
Решение проблемы № 3.
Учитель. Есть ли в кристаллической сахарозе ионы?
Ответ. Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.
Учитель. Есть ли ионы в растворе сахарозы?
Ответ. Нет, так как ее раствор не проводит электрический ток.
Учитель. Сформулируйте гипотезу.
Ответ. Если раствор сахарозы не проводит электрический ток, значит, при ее растворении в воде не образуются ионы.
Учитель. Как видите, существуют не только вещества, растворы которых проводят электрический ток, но и вещества, растворы которых не проводят электрический ток. Они называются неэлектролиты. Это вещества с ковалентной неполярной и малополярной связью: воздух, органические вещества (спирт, бензин, сахароза), дистиллированная вода.
Итак, обобщим полученные данные и сформулируем выводы:
Учитель. Чем определяется возможность распада вещества на ионы?
Ответ. Возможность распада вещества на ионы определяется природой растворенного вещества;
Учитель. Что такое электролиты?
Ответ. Электролиты это вещества, растворы которых обладают ионной проводимостью;
Учитель. Что такое неэлектролиты?
Ответ. Неэлектролиты это вещества, растворы которых не обладают ионной проводимостью;
Учитель. Является ли электрический ток причиной распада веществ на ионы?
Ответ. Электрический ток не является причиной распада веществ на ионы, так как сухая соль ток не проводит;
Учитель. Как вы думаете, что является причиной электролитической диссоциации?
Ответ. Думаю, что распад электролитов на ионы вызывает растворение в воде.
Учитель. Это правильно. С механизмом диссоциации электролитов, т. е. электролитической диссоциации и ролью воды в этих процессах мы познакомимся на следующем уроке. А сейчас, для закрепления рассмотренного на уроке материала, заполним таблицу №2. Разделите на электролиты и неэлектролиты следующие вещества: хлорид натрия, соляная кислота, сахароза, азот, сульфат натрия, этиловый спирт (C2H5OH), гидроксид калия, кислород, азотная кислота, карбонат калия, дистиллированная вода.
Таблица № 2
Электролиты
Неэлектролиты
Ионная связь
Ковалентная сильнополярная связь
Ковалентная слабополярная
Ковалентная неполярная связь связь
NaCl
Na2SO4
HCl
H2SO4
C12H22O11
C2H5OH
N2
O2
Показ презентации для закрепления нового материала.
Вывод: электролиты – это щёлочи, кислоты, соли, которые могут быть растворены или расплавлены образованные, ионной, ковалентной сильнополярной связями. неэлектролиты – жидкие кислород, водород, органические вещества, образованные ковалентной неполярной или малополярной связями.
Учитель. Дома я попрошу вас, еще раз, осмыслить увиденное и услышанное на уроке, заполнив 1 - 4 направления в логико-смысловой модели по теме: “Вещества и электрический ток”. Вам нужно провести классификацию веществ по отношению к электрическому току, классификацию проводников, указать типы химических связей в электролитах и неэлектролитах и подобрать примеры.
Логико-смысловая модель по теме: “Вещества и электрический ток”
Домашнее задание: §1 стр.5 упр.9,10 стр.
Самоанализ урока по химии на тему “Электролиты и неэлектролиты”
Цель – создать условия для формирования представлений об электролитах и неэлектролитах.
К обучающим задачам урока я отнесла формирование основных понятий об электролитах и не электролитах.
К воспитательным – формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуально. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся познавательные способности, формирование самостоятельности мышления, умение логически рассуждать, развить умение анализировать химический эксперимент, обобщать и делать выводы из полученных знаний.
Это по типу, урок изучения и первичного закрепления нового материала, он включал в себя - вызов, осмысление, рефлексия .
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: «Обучение сообща»
На каждом этапе урока формулировала следующие УУД:
коммуникативные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД.
Чтобы решить цель урока, я подобрала примеры, вопросы, задание связанные с жизнью для того чтобы усилить мотивацию познавательной деятельности учащихся к изучению предмета и к теме конкретно. Задания были ориентированы на развитие учащихся работать в коллективе, проводить эксперимент, вести дискуссию и аргументировать свои мысли, применять знания в повседневной жизни.
Я использовала экспериментальный, частично-поисковый, проблемный методы. В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся. В процессе урока использовал записи на доске, для наглядности, увеличения интенсивности урока ИКТ (презентацию).
Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.
Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу.
Цель урока можно считать выполненной, я полагаю, что большинство ребят научились на основании демонстрационного эксперимента, проведенных опытов в группах формулировать понятия -неэлектролиты, электролиты и различать их.
Рисунок 4Рисунок 5чђЗаголовок 115