Форма контроля в условиях интерактивного обучения.
Куванова Наталья Михайловна
учитель географии
МБОУ«СОШ № 20» имени И.И.Наймушина
г. Братск
Форма контроля в условиях интерактивного обучения.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Традиционные учебные заведения предпочитают групповую форму обучения. Естественно, это касается не только самого обучения, но и процедур контроля знаний, который обычно также проходит в группах. Этот факт заставляет пересмотреть существующие подходы к разработке систем интерактивного контроля знаний. При использовании данных систем, можно выделить главные особенности. Такие как:
Контроль знаний происходит в группе, а не индивидуально;
Время, отведенное на контроль знаний, жестко ограничено.
Этим особенностям соответствует тестирование. В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, оценка причин академической неуспеваемости. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ).
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. С помощью заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты применяются на всех этапах обучающего процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс, и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения.
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:
быстрота поверки выполненной работы;
оценка достаточно большого количества учащихся;
возможность проверки теоретического материала;
проверка большого объема материала малыми порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Существует много разновидностей тестов.
Задания с выбором одного правильного ответа
Принцип противоречия
Верно ли утверждение: Самые большие запасы бокситов (сырья для производства алюминия) сосредоточены в Австралии, Гвинее и на Ямайке:
А) верно; Б) неверно.
принцип противоположности
Для эмиграции, как вида внешней миграции населения, характерен:
А) въезд в страну; Б) выезд из страны.
принцип однородности
В составе воздуха атмосферы содержится … % кислорода:
А) 78% Б) 15% В) 21%
принцип поиска «белой вороны»
Найдите ошибку в перечне стран "большой восьмёрки ":
А) США; Е) Германия;
Б) Япония; Ж) Великобритания;
В) Франция; З) Канада;
Г) Китай; И) Россия.
Д) Италия;
принцип градуирования
В России, как и во многих других странах, добыча угля:
А) увеличивается;
Б) остаётся неизменным;
В) сокращается.
сочетание принципов
Озера России: Онежское, Ладожское, Чудское
имеют котловины … происхождения:
А) ледникового; В) ледниково-тектонического;
Б) тектонического; Г) карстового.
принцип удвоенного противопоставления
С глубиной от земной поверхности к ядру Земли …:
А) возрастает и температура и давление;
Б) возрастает температура и понижается давление;
В) понижается температура и возрастает давление;
Г) понижается и температура и давление.
принцип импликации
Если в полдень стать спиной к солнцу, то:
а) впереди
б) сзади
в) слева будет:
г) справа
1) юг 3) запад
2) север 4) восток
принцип формулирования заданий с ответами правильными в различной мере
Основным(и) факторам(и) размещения предприятий по производству стального проката являе(ю)тся:
А) сырьевой;
Б) потребительский, сырьевой;
В) потребительский, сырьевой, энергетический.
Задания с выбором нескольких правильных ответов
В Африке расположены:
Эквадор, Гвинея, Малайзия, Вьетнам, Алжир, Чад, Бразилия, Сингапур, Дания, Гватемала.
1 вариант ответа: Алжир, Чад
Ответ оценивается нулевой оценкой, так как в числе стран африканского континента не указана Гвинея.
2 вариант ответа: Эквадор, Гвинея, Алжир, Чад.
Такой ответ оценивается нулевой отметкой. Все африканские государства указаны верно, но в их число ошибочно включён расположенный в Латинской Америке Эквадор.
3 вариант: Гвинея, Алжир, Чад.
Правильный ответ, все требования оформления результатов работы с тестами выдержаны.
Задания требующие вставки ответа (дописывания ответа) (задания открытой формы)
Горные породы
осадочные
органические
глубинные
обломочные
Задания на установление соответствия
“Подберите пары по принципу “страна - столица”:
Страны:
1) Греция
2) Болгария
3) Дания
Столицы:
а) София
б) Копенгаген
в) Афины
Задания на установление логической или алгоритмической последовательности
Расположите следующие моря по увеличению солёности:
А) Карское; Б) Карибское; В) Средиземное; Г) Красное; Д) Черное.
Ответ: А, Б, Д, В, Г
На основании сказанного, можно сделать вывод о преимуществе тестовой проверки знаний по сравнению с традиционными формами контроля. Тестовые задания удобно использовать при организации самоконтроля, при повторении учебного материала, при подготовке к уроку. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки в её основательности. Рассматривая данную проблему, хотелось бы отметить, что тест - умный, тонкий и точный инструмент. Но как любым инструментом, им нужно уметь пользоваться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.