Выступление на тему Повышение мотивации студентов I курса обучения к изучению математики
Повышение мотивации студентов I курса обучения
к изучению математики
Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться».
В.А. Сухомлинский
Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.
Что же такое мотивация?
Мотивация – это внутренняя энергия, включающая активность человека в деятельности. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов, а именно:
- самой образовательной системой;
- организацией образовательного процесса;
- субъектными особенностями обучающегося;
- субъективными особенностями преподавателя, прежде всего его отношения к обучающемуся и к делу; - спецификой учебной дисциплины.
В системе учебной мотивации взаимосвязаны внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. учеба представляется как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов.
Формирование мотивации студентов к обучению является важной задачей образовательной организации. Современный студент-первокурсник относится к учебной деятельности зачастую формально,
т.к. не видит связи сегодняшних успехов в учебе и сегодняшнего выбора жизненного пути с успешной профессиональной реализацией в будущем: уходя из школы, он ориентируется на профессию, а придя в колледж, сталкивается с изучением общеобразовательных дисциплин,
уровень его учебной мотивации снижается. Внутренние мотивы заменяются внешними: требования со стороны педагогического коллектива и родителей, необходимость успевать по изучаемым дисциплинам и т.д. Поэтому в качестве значимого средства по формированию учебной мотивации можно рассматривать профессиональную направленность обучения.
Математика принадлежит к числу дисциплин общеобразовательного блока, имеющих большие возможности для развития личности. В настоящее время в России намечена перспектива совершенствования математического образования. В декабре 2013 года Постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция развития математического образования в Российской Федерации». В ней
указывается, что качественное математическое образование в 21 веке определяет не только достижения каждого гражданина для его успешной жизни в современном обществе, но и в целом успех нашей страны. Эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математического образования и математической грамотности всего населения.
В современном мире математическая подготовка является важным компонентом в подготовке квалифицированных специалистов. Изучение математики играет ключевую роль в образовательной системе профессионального образования: с одной стороны, выступает в роли системообразующего звена, существенно влияя на интеллектуальную готовность студентов к учению; с другой стороны, обеспечивает готовность студентов к применению математики в профессиональной деятельности и других областях.
Математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического процесса. Так как изучение математики предшествует изучению дисциплин специальности, то оно должно не только мотивировать студентов на выбранную ими профессию, но и расширять банк математических понятий, правил, алгоритмов, вопросов и тем, необходимых для успешного овладения специальными дисциплинами.
Одним из путей повышение мотивации к изучению математики является профессиональная направленность изучения предмета, которую можно решать в двух направлениях:
- Через отбор содержания учебного материала с ориентацией на профессиональную деятельность;
- Через организацию таких форм работы студентов на учебном занятии, которые способствуют формированию образовательных компетенций, необходимых современному специалисту высокого уровня.
Повышение мотивации через содержание учебного материала
Дидактическим условием формирования учебной мотивации студентов является выбор и структурирование содержания учебного материала. Наиболее распространенная форма осуществления профессиональной направленности обучения – это решение задач с производственно-техническим содержанием, представляющих собой описание какой-либо реальной или приближенной к реальной ситуации, в которой требуется определить некоторые величины или сделать качественный вывод, относящийся к самой ситуации. Такие задачи помогают в обосновании значения внедрений достижений науки, современных технологий, организации труда на производстве.
Задачи с практическим содержанием образуют единое целое с задачами, которые широко применяются в преподавании математики. Решение такого типа задач может быть предложено студентам только после решения необходимого минимума типовых, предпочтительно в конце изучаемой темы.
При изучении темы «Рациональные уравнения» можно предложить студентам решить задачи:
- Для штукатурки наружной поверхности дома нужно приготовить цементно - известковый раствор марки 500 в объеме 2,4 м3 . Сколько потребуется цемента, известкового теста и песка, если объемное их отношение соответственно равно 1:2:9 (отношение компонентов раствора берется в единицах объема).
- При постройке сооружения требовалось вынуть 8000 м3 земли в определенный срок. Работа была закончена раньше срока на 8 дней, т.к. бригада землекопов ежедневно перевыполняла план на 50 м. Найти в какой срок должна была быть окончена работа и найти ежедневный процент перевыполнения.
По теме «Объемы многогранников и тел вращения» можно предложить студентам для решения следующие задачи:
- Куча строительного гравия имеет коническую форму, длина обхвата которой по основанию 12,56 м, а образующая – 4 м. Сколько рейсов автомашин нужно совершить, чтобы перевезти весь гравий по назначению, если на одну машину грузить по 1,5 м3 гравия. Вычисление выполнить с точностью до одного рейса.
- Сколько кубометров земли потребуется для устройства клумбы, имеющей форму шарового сегмента с радиусом основания 5 м и высотой 60 см?
- Куча песка имеет форму конуса, длина окружности основания которого 31,4 м, а образующая 5,4 м. Сколько трехтонных машин потребуется для вывозки песка, если масса 1 м³ песка составляет 2 т? - Под погреб нужно вырыть котлован, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. Глубина котлована 3 м, стороны оснований 3 м и 2 м. Сколько кубометров земли нужно извлечь на поверхность?
- Сколько кирпича и раствора требуется для постройки стены длиной 20 м, толщиной 50 см и высотой 2,5 м, если на 1 м3 кладки расходуется 400 кирпичей, а расход раствора составляет 20% объема кладки?
- Кирпич имеет форму прямоугольного параллелепипеда с измерениям 25 см, 12 см и 6,5 см. Плотность кирпича равна 1,8 г/см . Найдите его массу.
Значительную роль в повышении мотивации обучения играет использование на учебных занятиях материала, содержащего познавательные сведения, которые включают исторические факты, демонстрируют современные достижения и технологии, отражают практическую значимость содержания знаний. Так, при изучении тем раздела геометрии с целью развития устойчивого интереса к математике и профессии могут быть использованы презентации «Математика в архитектуре и строительстве», «Симметрия в архитектуре и технике».
Систематическое использование в курсе математики элементов истории позволяет развивать у студентов устойчивый интерес к обучению, а также способствует формированию мировоззрения и развитию общекультурной компетентности студентов.
Повышение мотивации через организацию учебно-познавательной деятельности
Современного специалиста должно отличать умение самостоятельно ставить цели и задачи своей работы, находить способы их воплощения. В связи с этим для реализации познавательной и творческой активности студентов в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся.
Методы и формы обучения в рамках современных образовательных технологий способствуют реализации мотивационного обеспечения деятельности. Методы обучения, как считает В.С. Ильин, дают возможность «поворачивать учебный материал перед взорами
учащихся различными его сторонами, усиливая их стимулирующее влияние на познавательную потребность». Рассмотрим некоторые формы способы и методы, которые можно использовать при обучении математике.
Наиболее эффективными способами повышения мотивации являются:
- Мотивация личным примером;
- Четко выработанная система организации учебного процесса (четкие требования);
- Обязательная целевая установка на начальном этапе урока (настрой обучающихся, формирование внутренних стимулов, сообщение цели урока необычными способами);
- Акцентирование внимания на связи предмета с жизнью и профессией, делать акцент на формирование компетенций;
- Использование необычных, нестандартных форм проведения урока, применение интерактивных форм и ИКТ;
- Комбинирование аудиальных и визуальных средств обучения, так как все обучающиеся имеют разные каналы восприятия информации;
- Проведение регулярного контроля учебных достижений, своевременное доведение до обучающихся критериев оценки их деятельности;
- Организация самопроверки и взаимопроверки достижений студентов (в парах, тройках, у доски и т.д.);
- Использование современных методов обучения – проектного, проблемного, исследовательского.
Технология проблемного обучения
При использовании данной технологии необходимо придерживаться особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов. Вопрос становится проблемным лишь при определенных условиях. Он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного и вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным.
Так, например, на занятии «Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла» студентам можно предложить для решения проблемное задание:
В комнате, план которой изображен на рисунке (используется раздаточный материал с изображением фигуры на миллиметровой бумаге), необходимо покрыть ламинатом пол. Вычислить сумму затрат на приобретение материала, если 1 м2 ламината стоит 820 рублей.
На занятиях по математике целесообразно чаще перед студентами ставить вопросы: «Как это объяснить?», «Как будет выглядеть условие задачи, если изменить условия вопроса», «Можно ли предсказать результаты задачи?", «Где применятся данный материал?» и др . Каждый из таких вопросов, возникающих на основе использования наглядности или требующий применения средств наглядного обучения для своего решения, является для обучающихся проблемно-поисковым
Проектная технология
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельное выполнение работ, которые могут быть индивидуальными, парными, групповыми и выполняются в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Особую ценность для стимулирования познавательных интересов обучаемых имеют работы прикладного характера, в которых отражается связь математики с другими учебными дисциплинами и роль математики в выбранной специальности. Среди работ такого плана можно выделить: «Золотое сечение в архитектуре», «Применение теоремы Пифагора в строительстве», «Практическое применение подобий и формул тригонометрии к измерительным работам», «Помощь математики в ремонте», «Математика в архитектуре», «Пропорция – математика архитектурной гармонии», «Математическая гармония в окружающем мире», «Математическая красота растений», «Исследование видового состава и размеров деревьев математическими методами», «Математическое моделирование окружающей среды» и другие. Согласно новой программе с 2016-2017 года обязательным на первом курсе будет выполнение индивидуальных проектов. Для внеаудиторных занятий студентам наряду с решением задач и выполнения практических заданий можно предложить темы исследовательских и реферативных работ, в которых вместо серий отдельных мелких задач и упражнений предлагаются сюжетные задания, требующие длительной работы в рамках одной математической ситуации. Эти темы могут быть как индивидуальными заданиями, так и групповыми для совместного выполнения исследования. В примерной программе по математике предлагаются темы рефератов (докладов) и исследовательских проектов, среди которых можно выделить темы прикладного характера, в частности:
• Применение сложных процентов в экономических расчетах.
• Параллельное проектирование.
• Средние значения и их применение в статистике.
• Конические сечения и их применение в технике.
• Понятие дифференциала и его приложения.
Подводя итог можно сделать следующие выводы: формирование мотивации обучения является сложным процессом, требующим перестройки структуры преподавания и учения.
При выборе средств и приемов побуждающего воздействия необходимо учитывать специфику учебной мотивации обучающихся относительной самого предмета, а также их возрастные особенности, так для студентов на данном этапе ведущим мотивом является подготовка к профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная направленность обучения математике рассматривается в качестве важного мотивационного инструмента и способствует:
- появлению у студентов четких мотивационных установок к изучению основ математической науки и к учебно-познавательной деятельности;
- повышению интереса к будущей профессиональной деятельности посредством использования в обучении информации, характеризующей различные грани профессиональной деятельности.
Проблема формирования учебной мотивации студентов в процессе изучения математики трудно решается при традиционной системе обучения. Для эффективного формирования учебной мотивации необходимо перейти от технологий запоминания учебного материала к технологии творческого обучения, развития активного мышления обучающихся, их умения самостоятельно решать нестандартные задачи, побуждая потребность в познании, совершенствуя мыслительную деятельность студентов.
Чертенкова Е.И., заведующая заочным
отделением Бахчисарайского колледжа
строительства, архитектуры и дизайна,
преподаватель математики