План-конспект урока Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
Предмет: Химия Класс: 7
Тема урока: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Цель: Формирование понимания сущности химических реакций и умения расставлять коэффициенты.
Задачи. Образовательные:
1.Опытным путём доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ.
2.Дать понятие о химическом уравнении, как условной записи химической реакции с помощью химических формул.
3.Начать формирование навыков расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Развивающие:
1.Развитие умения решать несложные проблемы, формировать гипотезы. 2.Совершенствовать умения работать с реактивами и лабораторным оборудованием, с моделями атомов и молекул.
3. Развивать способность к логическому мышлению.
Воспитательные:
1.Продолжить формирование научного мировоззрения.
2.Воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание и инициативу.
Оборудование и реактивы.
Реактивы (растворы сульфата меди и гидроксида натрия), пробирка, технические весы, разновесы, шаростержневые модели атомов и молекул, колбы, таблицы с формулами веществ и с заданиями Что лишнее?, компьютер, проектор
Этапы работы
Содержание, методы
I Организационный момент
Приветствие обучающихся. Отметка отсутствующих.
II
Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний
Мотивация: знания по химии необходимы для получения профессии (врача, фармацевта, инженера-химика и др.)
Актуализация знаний и умений.
Методы: словестный, беседа по вопросам.
Что называется химическим элементом?
Что называется химической формулой?
Какие явления происходят с веществами?
Какие явления называются химическими?
Как по другому называют химические явления?
По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?
Методы: наглядный и словестный (беседа). Карточки с формулами веществ.
? Прочитать формулу и объяснить, что показывает индекс и коэффициент в формуле.
Форма контроля – самоконтроль и контроль учителя.
Фронтальная работа.
Ознакомление обучающихся с темой урока и задачами:
Доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ.
Узнать что называется химическим уравнением.
Научиться расставлять коэффициенты в УХР.
III
Изучение новой темы
Закон сохранения массы веществ.
Методы: практический и наглядный. Проблемно – поисковый подход.
Проблемный вопрос. Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?
Лабораторная работа под руководством учителя. Обучающиеся проводят опыт (взаимодействие CuSO4 c NaOH)
? Что наблюдаете? О чем это говорит? По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?
Демонстрационный опыт. Поставить на чашу весов 2 стаканчика с веществами CuSO4 c NaOH, уравновесить весы, слить растворы в один стаканчик, другой ставим рядом.
Обучающиеся отмечают, что равновесие весов не нарушается.
Формулируем ЗСМВ: Масса веществ вступивших в реакцию равна массе образовавшихся веществ.(Слайд 2)
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Слайд 3 с изображением русского ученого М.В. Ломоносова и французского ученого А. Лавуазье и годы открытия ЗСМВ.
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Химические уравнения.
Методы: практический, словестный, наглядный (моделирование и эвристическая беседа, опорный конспект)
? Что происходит в веществе в ходе химической реакции?
Выдвижение гипотез обучающимися:
Атомы сохраняются и их число не изменяется.
Атомы разрушаются, образуются новые.
Моделирование молекул под руководством учителя.
Задания
Построить 2 модели молекул H2, состоящих их 2 атомов водорода.
Построить 1 модель молекулы O2, состоящей из 2 атомов кислорода.
Из 2 молекул H2 и одной молекулы O2 построить модели молекул воды (предварительно разберите модели молекул H2 и O2)
? Сколько моделей молекул воды получилось?
Записываем ход реакции между H2 и O2 (на доске, а обучающиеся записывают в тетради)
2H2 + O2 = 2H2O
исходные продукт
Обучающиеся делают вывод: Сколько атомов каждого элемента было до реакции, столько же осталось после её завершения.
В результате химической реакции атомы переходят в другие вещества, происходит перегруппировка атомов.
Формулируем понятие химического уравнения: Химическое уравнение - это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков (слайд 4)
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Опорные конспекты на слайдах:
Правила составления химических уравнений (Слайд 5)
В левой части уравнения записать формулы веществ, вступающих в реакцию(исходные). Затем поставить =
N2 + H2 =
В правой части записать формулы веществ образующихся в результате реакции (продукты)
Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.
N2 + H2 = NH3
Слева и справа должно быть одинаковое число атомов, достигается это расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.
N2 + 3H2 = 2NH3
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции (слайд 6)
Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.
P + O2 P2O5 1 атом 2 атома 2 атома 5 атомов
Определить у какого элемента количество атомов меняется, найти наименьшее общее кратное (НОК). Начинать лучше с атомов кислорода.
P + O2 P2O5 (НОК атомов кислорода = 10)
Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами
P + 5O2 2P2O5
Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить
4P + 5O2 = 2P2O5
Обучающиеся получают опорный конспект – памятку.
Расстановка коэффициентов в уравнениях .
Запись на доске с объяснением
4P + 5O2 = 2P2O5
N2 + 3H2 = 2NH3
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Индивидуальная работа у доски
Mg + __ HCl = MgCl2 + H2
__ Al + __O2 = __Al2O3
__Fe + __O2 = Fe3O4
__Al + __FeO = Al2O3+ __Fe
Обучающиеся записывают в тетрадь
IV
Закрепление знаний
Самостоятельная работа по вариантам (слайд 7)
1. Составить формулы по степени окисления
I вариант II вариант
KO, SO PO, AlO
2.Расставить коэффициенты в химических уравнениях
C + H2 = CH4 N2 + O2 = NO
Mg + O2 = MgO Ca + O2 = CaO
Варианты ответов (слайд 8)
I вариант II вариант
K2O, SO3 P2O5, Al2O3
C + 2H2 = CH4 N2 + O2 = 2NO
2Mg + O2 = 2MgO 2Ca + O2 = 2CaO
Форма контроля взаимоконтроль
V
Обобщение
Метод словестный (самовоспроизводящая беседа)
Формулировка ЗСМВ.
Дать понятие химического уравнения
Правила составления химического уравнения.
VI
Информация о домашнем задании
Дифференцированный подход.
Уровень. Расставить коэффициенты в УХР.
Fe2O3 + H2 = Fe + H2O
ZnO + C = Zn + CO2
Уровень. Дописать УХР и расставить коэффициенты
Mg + O2 =
K + Cl2 =
Дополнительное задание по желанию: найти информацию об истории открытия ЗСМВ
VII
Подведение итогов урока
Самооценка обучающимися своей деятельности на уроке.
Выставление отметок в журнал.
Паспорт урока
Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Цель: Формирование понимания сущности химических реакций и умения расставлять коэффициенты.
Задачи. Образовательные: 1.Опытным путём доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ. 2.Дать понятие о химическом уравнении, как условной записи химической реакции с помощью химических формул.
3.Начать формирование навыков расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Развивающие: 1.Развитие умения решать несложные проблемы, формировать гипотезы. 2.Совершенствовать умения работать с реактивами и лабораторным оборудованием, с моделями атомов и молекул. 3. Развивать способность к логическому мышлению.
Воспитательные: 1.Продолжить формирование научного мировоззрения.
2.Воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание и инициативу.
Тип урока. Комбинированный.
Методы: 1.Словесный ( эвристическая и воспроизводящая беседы) – развитие коммуникативных качеств, совершенствование интеллекта, активизация умственной работы обучающихся, поддержание внимания и интереса, развитие речи.
2. Наглядный – развитие наблюдательности , внимания, логического мышления (демонстрационный опыт, таблицы с формулами веществ,
использование компьютера и оборудования ИКТ.)
3.Практический – развитие самостоятельности, умения работать с реактивами и лабораторным оборудованием, применять теоретические знания на практике (лабораторный опыт, моделирование молекул.)
Формы организации.
1.Индивидуальная работа (на доске.)
2.Фронтальная (актуализация знаний, решение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, формирование научного мировоззрения.)
3.Групповая (работа в парах – лабораторный опыт, моделирование.)
Формы контроля.
1.Самоконтроль (самооценка при фронтальной работе.)
2.Взаимоконтроль (при выполнении самостоятельной работы по вариантам.)
Формы познавательных заданий.
1.Вопросы (проблемная ситуация, выдвижение гипотез.)
2.Экспериментальные задачи (лабораторный опыт.)
3.Моделирование.
Планируемые результаты.
1.Знать формулировку закона сохранения массы веществ.
2.Понимать смысл уравнений химических реакций и уметь расставлять коэффициенты в уравнениях.
Форма урока.
Традиционная с элементами поисковой деятельности.
Оборудование и реактивы.
Реактивы (растворы сульфата меди и гидроксида натрия), пробирка, технические весы, разновесы, шаростержневые модели атомов и молекул, колбы, таблицы с формулами веществ и с заданиями Что лишнее?, компьютер, проектор.
Урок проводился в 7 классе. Ребята изучают химию первый год по авторской программе «Пропедевтический курс химии для 7 класса»,утверждённой директором МОБУ «Краснооктябрьская СОШ.» Курс рассчитан на 34 часа в год (1час в неделю.) Обучающиеся этого класса за 1 четверть имели средний балл обученности – 4,0 ; % качества знаний- 76, за 2 четверть – средний балл – 4,1 ; % качества знаний – 90.
На начальном этапе изучения химии у обучающихся этого класса высокий познавательный интерес.
В изучаемой теме – это первый урок, всего по плану – 2 урока.
Образовательные технологии, применяемые на уроке.
1.Технология развивающего обучения при актуализации знаний, (эвристическая беседа), при изучении новой темы формировала теоретическое сознание и мышление (сущность закона с точки зрения атомно- молекулярного учения.) Старалась передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий.
2. Технология проблемного обучения (закон сохранения массы веществ начинаем изучать с демонстрационного опыта обучающиеся самостоятельно пытаются сформулировать закон; выдвигают гипотезы и приходят к истине составляя модели молекул.) Происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
3. Технология личностно- ориентированного обучения (домашнее задание имеет 2 уровня ,а также по желанию задано найти информацию об истории открытия закона сохранения массы веществ.) Развивать индивидуальные
познавательные способности каждого ребёнка.
15