Выступление на методсовете по теме Интерактивные методы и приемы на уроках музыки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выступление на методсовете учителя музыкального искусства ОШ №23 им. Б. А. Кучера высшей категории, Старшего учителя
Волковой Ларисы Ивановны
по теме:
«Использование предметных интерактивных приемов и методов обучения с целью повышения качества образования и ключевых компетенций учащихся».
Севастополь
2014г
Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверенна, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. Эстетика без этики мертва. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.
Задачи и современной школы, и предмета «Музыкальное искусство» серьезные, трудные. Как их «исполнить, как к ним приступить?». Ведь мы, учителя, особенно остро ощущаем, что в наше время произошел невиданный разрыв между культурой и образованием. «За годы учебы выпускник должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, а затем создать себя по законам культуры», - пишет В.А. Доманский, доктор педагогических наук, в статье «Жить не только в социуме, но и в культуре».
В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением, поэтому выбрала данную методическую проблему.
Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою индивидуальность и занять достойное место в жизни.
Для реализации и достижения результатов по данной проблеме ставлю перед собой такие задачи:
Создание условий для творческой активности школьников;
Развитие познавательного интереса и побуждение к самостоятельной
деятельности учащихся;
3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог);
4. Формирование общечеловеческих ценностей;
5. Организация атмосферы для самореализации личности.
В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика, дают возможность повысить его активность, способствуют здоровьесбережению школьников.
. Характерной чертой педагогического взаимодействия учителя и учеников современной школы является введение в учебный процесс интерактивных методов, которые нацелены на развитие личности ученика.
Слово «Интерактивные» произошло от английского слова «interact» (inter – «взаимный»; act – «действовать»). Таким образом, дословный перевод обозначает: интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивные технологии ориентированы на реализацию познавательных интересов потребностей личности, поэтому особое внимание уделяется организации процесса эффективной коммуникации, в которой участники процесса взаимодействия более мобильны, открыты и активны. Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит путем взаимодействия всех тех, кто обучается и обучает. Самые известные формы интерактивных методов – «большой круг», «аквариум», «мозговой штурм», «микрофон», «ажурная пила», «ассоциативный куст» – эффективно можно использовать на уроках искусства как в начальной , так и в основной школе. Например: на доске висит ключевое слово «динамика». Детям необходимо выбрать из предложенных карточек те, которые ассоциируются со словом «динамика». «Ассоциативный куст» успешно используется в работе над новыми понятиями, музыкально-художественными терминами. Например, во время изучения темы урока «В мире реального и воображаемого» (3кл.) учащиеся включаются в «мозговой штурм» и выдвигают свои версии, отвечая на вопрос учителя: «Что вы знаете или думаете о реальном и вымышленном?». Метод «Микрофон» применяется в ситуациях, которые требуют от учащихся быстрого ответа. Высказывая свою мысль, ученики держат в руке микрофон. Микрофон может быть воображаемым, но желательно использовать настоящий или предмет, который его имитирует, поскольку его наличие даёт преимущество – имеет право отвечать только тот ученик, у которого в руке микрофон, все другие не могут говорить, кричать с места, а могут только слушать. Этот метод хорошо использовать на всех этапах урока. В 3-м классе (тема2: «Легендарные герои в искусстве», тема урока: «Герои древних мифов») можно предложить несколько вариантов применения этого метода. Например, в процессе слушания музыки, на этапе проверки выученного материала или закрепления знаний:1 вариант: Что вы знаете о героях древних мифов? Учащиеся отвечают по одному предложению, передавая один другому микрофон. Таким способом можно выявить, что именно запомнили третьеклассники на предыдущем уроке. 2 вариант: – Дайте характеристику прослушанной музыке. Можно поделить класс на три группы: 1 ряд отвечает о характере музыки, 2 ряд подбирает слова-характеристики, которые наиболее близки к определению темповых особенностей произведения, 3 ряд рассказывает о чувствах, какие хотел передать композитор. (К.В.Глюк, Ария Орфея «Потерял я Эвридику» или «Мелодия» К.В.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»). Метод «Микрофон» эффективен и в вокально-хоровой работе на этапе распевания, знакомства и исполнения песни: 1 вариант: Учитель предлагает пропеть короткую попевку из 3-4-х нот на какой-нибудь гласный звук. Каждый ученик по очереди поет попевку в микрофон от разных нот, а класс повторяет (происходит чередование сольного и коллективного пения). 2 вариант: Охарактеризуйте песню, которую только что прослушали («Україно-дівчино» муз. М.Мельника, сл.М.Бути. 3 класс, тема: «Легендарные художники»). Учащиеся по очереди высказывают свои мысли. –А как бы вы исполнили эту песню? (Ученики отвечают одним словом, передавая один другому микрофон.). Метод «Ролевой игры» является эффективным во время исполнения выученной песни. Между учениками распределяются роли персонажей, о которых рассказывается в песне. Для большей убедительности актёрской игры учащиеся используют атрибуты, которые даются им на выбор: маски, головные уборы, предметы и др. (песня «Баба Яга» сл.и муз.А.Лукьяненко, 3класс, тема «Силуэты зла», «Песня капитана Врунгеля» муз. Г.Фиртича, сл. Ю.Чеповецкого, 3 класс, тема: «В царстве выдумки» и др.). Не нужно ждать от детей большого актерского мастерства, главное, что разыгранная в ролях песня запомнится им надолго. Для того, чтобы все дети взяли активное участие в исполнении песни, класс можно разделить на хоровую и оркестровую группы. Хоровая группа поёт, а оркестровая группа аккомпанирует одноклассникам на шумовых инструментах. Одним из интерактивных методов является прием «Ажурная пила», который был разработан американским профессором Эл. Аронсонс в 1978 году. В 1986 году он был модифицирован Р. Славиным, американским педагогом из университета Дж. Хопкинса. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х г.г. ХХ в. Разработка их присутствует в трудах Сухомлинского (60-е г.г.), а также в «педагогике – сотрудничества» (70-80-е г.г.) – В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой. Прием «Ажурная пила» позволяет учащимся работать в сотрудничестве, получать большое количество информации в течение короткого промежутка времени, самостоятельно изучать новый материал. Этапами этого метода являются: деление на группы, распределение вопросов, самостоятельное изучение материала, работа в экспертной группе, подробное освещение вопросов в основной группе, выборочный итоговый контроль учителя, оценка работы группы. Учащиеся делятся на группы, которые называются «основными», и имеют номера, например, от 1 до 5. «Основные» группы должны решить поставленную задачу (задачи группам могут быть даны разные). Каждый член «основной» группы является экспертом по определенной теме и обозначен определенным цветом. Им можно раздать разноцветные карточки, и обозначить такими же карточками места сбора «экспертных» групп. После того, как члены «основной» группы познакомились друг с другом и с заданием (а иногда требуется провести короткое обсуждение), члены группы, то есть эксперты, расходятся по «экспертным» группам. В каждой из них собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему (или какую-то сторону проблемы). Группа экспертов решает, чему каждый из экспертов научит свою «основную» группу. За тем эксперты возвращаются в свои «основные» группы и докладывают о проделанной работе (если рассматривается достаточно сложная проблема, можно проделать несколько этапов работы «основных» и «экспертных» групп). У учащихся должно быть достаточно времени, чтобы стать «экспертами» по своему материалу: для этого может потребоваться целый урок или пол-урока, если материалы сложные или объемные. Для работы в «основных» группах также может потребоваться много времени. После окончания работы предоставление слова представителям «основных» групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания). Далее подведение итогов, определение вклада разных экспертов в общее решение проблемы и оценка работы группы. Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей.
На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.
«Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погруженное в общение. Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Схема интерактивного метода
В своей работе я стараюсь использовать именно интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыкального искусства, представленных ниже, и видеофрагментах. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока.
В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии:
- гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;
- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;
- проблемного обучения А.М. Матюшкина.
Обращаюсь к трудам Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской. Эти педагоги акцентируют внимание на значимости уроков музыки как источника для сотворчества учеников и учителя.
На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей.
Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыкальное искусство» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.
Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной, придерживаться демократического стиля общения с детьми. Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.
Самым простым и распространенным способом «достучаться» до
каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…».
Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …»
Эти приемы использую и при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся.
«О, эврика!» (эвристическая беседа). Этот метод побуждает
учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.
Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого
ученика в работу является организация вопросов друг другу. Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению.
Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 8 классе в разделе «Музыка в диалоге с современностью» по теме «Наши великие современники». Название темы является основной проблемой урока.
Ключевые слова для обсуждения в парах: 1. «Наши» (Что значит слово «наши»?); 2. «Великие» (Почему «великие»?); 3. «Современники» (Кого можно считать «современниками»?).
«Батл». Если предыдущую технологию использовать в работе
малых групп, тогда можно назвать ее «Батл».
«Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить
нестандартные решения учебных и творческих задач 6.Работа в группах. Эта технология помогает наладить
коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!».
Например, в 5 классе по теме «Синтез и взаимодействие искусств» на уроке «Цирк–искусство, исполненное радости» после прослушивания Марша И.Дунаевского из кинофильма «Цирк» и Арии мистера Икс» из оперетты И. Кальмана «Принцесса цирка» прошу экспертов-музыковедов и экспертов-искусствоведов проанализировать характер, мелодию, темп и динамику в этих произведениях по словарю эстетических эмоций и предлагаю выбрать ребятам соответствующие характеристики, аргументируя свой ответ.
Мелодия Темп Динамика Характер
1.Метод художественно-педагогической драматургии
позволяет объединить другие методы и приемы и плавно переходить от одного этапа работы к другому так, как строится музыкальное произведение. Художественное название урока помогает глубже проникнуть в тему семестра, настроить эмоционально учеников. А эпиграф к уроку является его идейным зерном.
2.Активно-ролевая (игровая) организация обучения.
Моим любимым методом, является игра, так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников.
Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».
Благодаря разнообразности игр, этот метод можно использовать не только в начальном звене, но и в средней школе. На своих уроках использую такие разновидности игр: сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.
Интерактивные дидактические игры в своей работе использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому раздаточному материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. На уроках использую игры разные по характеру педагогического процесса:
Образовательные
Суть образовательного лото: прочитав вопрос, необходимо выбрать на табло образовательной игры правильный ответ и закрыть его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Эта технология помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.
Познавательные
Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
В 8 классе, изучая тему I семестра «Отражение эпох в музыкальном искусстве», нужно найти нужную информацию и придумать к ней вопросы (работа в парах). А задание следующее: доказать принадлежность Бетховена своей эпохе (XVIII-XIX вв.), и направлению «венский классицизм». Эту технологию можно отнести к элементам проектной деятельности.
Творческие
Это создание собственных вариантов завершения сказки, сочинение мелодий или стихов (для младших школьников может быть задание сочинить две строки к двум предложенным строкам), составление ритмических упражнений.
Обобщающие
Использование и обсуждение сюжетных иллюстраций и рисунков к урокам музыки. «В гости к ослику», «А вы не были…?» (герой из мультипликационного фильма – попугай). «Новый год собрал друзей» и др.
Развивающие
Используя сюжетные иллюстрации, стараюсь развивать мышление, воображение, память учеников начальной школы. Например, предлагаю ребятам запомнить музыкальных друзей ослика (музыкальные средства выразительности) или выбрать картинку, к которой можно отнести ритм, метр (барабан), регистр (птичка).
Таким образом, любого вида интерактивная игра имеет определенный результат, который является её финалом. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний, а также умение применять эти знания на других школьных предметах и, конечно, в жизни. На каждом уроке убеждаюсь в этом. Дети с огромным удовольствием принимают участие в разнообразных видах игр.
Именно в активной игровой деятельности происходит взаимопроникновение форм, методов и приемов интерактивного обучения.
А следующие методы, применяемые мною, позволяют создать на уроке ситуацию успеха учащихся. Подготовительная работа этих методов занимает около двух-трех недель. Зато насколько трудоемка работа перед уроком, настолько велико чувство удовлетворения после него. А ребята испытывают настоящий творческий подъем!
Выступление ученика в роли аккомпаниатора или ведущего
Этот метод помогает проявить самостоятельную активность ребят. Раскрывает творческие и исполнительские возможности учеников. Помогает им увереннее чувствовать себя в классе и на сцене.
Инсценировки позволяют ученикам раскрепоститься
повышают самооценку, развивают творческий потенциал.
Выставки-презентации помогают «проявить себя» ученикам
на уроках. Демонстрация собственных работ повышает авторитет ребенка,
его уверенность в своих силах, самооценку.
12. Метод проекта. Как правило, на своих уроках удается использовать только часть проектной деятельности, ее элементы. При этом проект может иметь долгосрочное действие, иметь свое продолжение и стать творческим домашним заданием для учеников.
Интегрированные уроки помогают раскрыть и найти разные стороны личности учащихся. Например, бинарный урок по музыкальному искусству и географии разрешает проблему школьников негуманитарной направленности, помогает проявить свои способности и знания по дисциплине естественных наук.
Выводы:
- Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.
- Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.
- Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.
- Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.
Таким образом, достигается цель данной методической проблемы. Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыкального искусства, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в городских конкурсах. Ученики используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыкального искусства на классных часах, которые готовят самостоятельно. И это здорово! Провожу работу с творческими и одаренными детьми. Являюсь руководителем вокального кружка, где с удовольствием встречаюсь вновь со своими учениками. Ансамбль «Мрія» неоднократно становился лауреатом и дипломантом конкурса «Живые родники», часто ансамбль выступает на различных школьных и городских мероприятиях. Я горжусь своими воспитанниками и сама многому у них учусь. Наблюдая за учениками на протяжении школьной жизни, отмечаю рост успешности ребят к старшей школе. Я искренне радуюсь за них, видя высокие результаты, и испытываю восторг от радости и улыбок на лицах своих воспитанников!
Выводы:
- Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.
- Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.
- Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.
- Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.
Список использованных источников
Инновационные методы обучения в гражданском образовании. Вид. Ранок .К. 2001 г.- с.189.
2. Комар О. Інтерактивні методи та інноваційна діяльність сучасного вчителя. // Початкова школа – 2010 р. - № 7 – с. 47. Вид. Ранок.
3.МасолЛ.М. Ігрові художньо-педагогічні технології
// Початкова школа – 2007 р. - № 1 – с. 46-54. Вид. Ранок.
4.Масол Л.М. Ігрові художньо-педагогічні технології у процесі викладання інтегрованого курсу «Мистецтво» // Початкова школа – 2007 р. - № 1 – с. 46-54. Вид. Ранок.
5.Матюшенко О. Інтерактивні технології навчання на уроках музики
// Мистецтво та освіта – 2010 р. - № 3 – с. 22. Вид. Фенікс.
6. Пометун О. Пироженко Л. Інтерактивні технології навчання: теорія, практика,
досвід. – К. 2002 р. – с. 135.
7.Поплавська Ю. Використання комп’ютерних засобів на уроках музичного
мистецтва у початковій школі // Мистецтво та освіта – 2007 р. - № 3 , с. 41-63.
Вид. Фенікс.
8.Рагозіна В. Система творчих завдань на уроках музики у 1-му класі
// Мистецтво та освіта. – 2010 р. - №1 – с.40. Вид. Фенікс.
9.СавченкоА.И.«Горизонты образования» методическое приложение№1,-
2008 г. - с. 66-70.
10.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно- ориентированного образования. //Народное образование/–
2003 г. – с. 58-64.
Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg