Обобщение методического опыта на тему: Технология сотрудничества на уроках английского языка
Обобщение методического опыта на тему: «Технология сотрудничества на уроках английского языка».
Слайд №1
Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках.
Слайд №2
И каждый ищет пути решения этой ситуации в использовании разнообразных технологий, методов и приемов.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе.
Слайд №3
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования… Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы ученикам проявить свою активность, своё творчество и могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут.
-давайте попробуем решить методическую задачу: дано – урок – 45 минут, группа – 20 человек, время, которое должно быть отведено на говорение каждому учащемуся – 15-20 минут. Как?
Слайд №4
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.Все это определяет актуальность моей темы.
Слайд №5
Обучение в сотрудничестве представляется наиболее интересным и подходящим для российских школ. Это технология, которая позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемые результаты обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
- Как вы думаете – когда впервые была предложена технология сотрудничества?
Слайд №6
Попытки изменить учебный процесс, внедрив в него принципы учебного сотрудничества, предпринимались еще в XVIII веке авторами системы взаимного обучения Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Их система представляла собой обучение в разновозрастных группах, где старшие ученики получали задания от учителя и вели занятия с младшими. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов. Они считали, что если ученики допускают ошибки, то им нужно предоставить возможность дополнительной практики в небольших группах, где они научатся помогать друг другу, отвечать за успехи каждого. В советской педагогике всегда были учёные и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования.
Слайд №7
На сегодняшний день достаточно много отечественной психолого-педагогической литературы, помогающей учителю освоить разные формы организации учебного сотрудничества.
Учебное сотрудничество как технология развивающего обучения разработана по системе Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова.
Слайд № 8
В современных образовательных технологиях учебное сотрудничество используется как способ организации взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем. Результатом, которого является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и формирование умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнёра; умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска информации; умения решать конфликты.
А теперь позвольте вернуться к нашему чаепитию и сравнить его с технологией сотрудничества. Выбрана групповая форма работы – как одна из самых эффективных для организации общения. Форма проведения урока может быть самой разнообразной – как эти кружки – это и урок-изучение нового материала, и обобщение изученного ранее, и нетрадиционные формы, такие как урок-конкурс, урок-праздник, ролевая игра и многие другие. Вода в кружках – те знания и жизненный опыт, который имеют дети по предмету, придя на урок. Создана проблема, которую приятнее решить всем вместе, разные виды чая - это дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей, Каждый шел к решению поставленной задачи своим путем, кому-то может даже потребовалась помощь товарища по группе, все в результате получили новые знания, жизненный опыт, смогли его обсудить и поделиться впечатлениями и каждый потратил столько времени, сколько необходимо было ему, с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом мы еще раз убедились, что технология сотрудничества открывает большие возможности для учащихся.
Обобщая опыт вышеперечисленных педагогов и психологов хотелось бы выделить возможности учебного сотрудничества:
Слайд №9.
ФГОС ставит определенную цель перед уроком иностранного языка
Слайд № 10
и использование технологии сотрудничества помогает максимально ее реализовать Слайд № 11
В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества Слайд №12
1. Сотрудничество с учителем
2. Сотрудничество со сверстниками
3. Сотрудничество с самим собой.
Известны основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества.
Слайд № 13
В своей работе я использую следующие варианты обучения в сотрудничествеобучение в команде Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.индивидуально-групповая работа
Ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Таким образом, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий для каждого ученика. Задание выполняется, либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый. При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель тоже дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников по сложности и объему. Но в отличие от предыдущего случая каждый ученик оценивается персонально и его отметка не влияет на результаты группы.
индивидуальная работа в команде
Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в рамках команды. В принципе разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками. Я использую данный вид деятельности при работе над домашним чтением. Таким образом, удается экономить значительное время на уроке, куда выносятся лишь на обсуждение вопросы, связанные с прочитанным текстом. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи.командно-игровая деятельность.
Учитель так же, как и в предыдущем случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы".
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила". Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие» можно выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы)Слайд № 14Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.Основные идеи, присущие всем описанным выше вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность ориентироваться на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы. Один из возможных способов его реализации – применение технологии сотрудничества.
Работая по данной технологии уже третий год хотела бы поделиться некоторыми результатами. Так как технология сотрудничества позволяет увеличить время на горение каждого учащегося наблюдается динамика роста по данному виду речевой деятельности.
Слайд № 15
Использование технологии сотрудничества эффективно на любой ступени обучения, как на уроках, так и на занятиях по внеурочной деятельности.
В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и темы занятия результат работы может быть представлен в самых разных формах:
Статья, рекомендации – слайд № 16 (8 класс – видео – работа в группе-составление советов – обучение в команде) (4 класс – пила – встречи экспертов – 4 животных – турнирный стол)Альбом, коллаж – слайд № 17 (на учебном занятии в рамках конкурса – сотрудничество со сверстиками)
Презентация в программе Power point Слайд № 18 (8 класс – тема праздники – использование ИКТ)
Разнообразны и формы проведения уроков:
Конкурс\соревнование Слайд № 19 (внеурочная деятельность – повторение лексики по группам, помощь другим группам)
Праздник Слайд № 20 (коллективное творческое мероприятие)
Ролевая игра Слайд № 21 (песня – работа с текстом – творческое задание – создание меню – ситуация в кафе)
А также уроки-знакомства с новым материалом или закрепления уже изученного Слайд № 22
Проведенные мероприятия регулярно обсуждаются на МО, сценарии лучших можно найти на моем сайте Слайд № 23, который я буду продолжать наполнять новыми сценариями
Слайд №24 потому что явно видна эффективность применения технологии сотрудничества и я планирую продолжить работу по изучению этой темы
И закончить свое выступление мне бы хотелось словами Генри Форда Слайд № 25
Собраться вместе – это начало
Держаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это успех
Успехов всем вам в вашей профессиональной, творческой и личной жизни. Спасибо за внимание.