Внеклассное мероприятие по математике Эрудит -шоу 
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
МОУ «Пусошурская СОШ»
427645 УР, Глазовский район, д. Пусошур, ул. Школьная, д.3
Номинация: «Ума палата»
Возраст: 13-15 лет
Эрудит-шоу
Составитель: Баженова Светлана Андреевна
                                        Должность:  учитель математики
           Категория: высшая
                Стаж работы: 20 лет
Пояснительная записка
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие.  Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели. 
      Данное мероприятие предназначено для учащихся в возрасте  от 13-15 лет. Играют  две команды по 5-8 человек. Рекомендуется провести во время декадника естественных  и математических наук. Большая часть вопросов и заданий связано с математикой, так как «Математика-царица всех наук» (К. Гаусс).
Цели: 
повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса; 
закрепить навыки работы в группе, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь; 
продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного и математического циклов (математика, физика, химия, биология).
Задачи:
образовательные:
способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
способствовать расширению кругозора учащихся;
развивающие:
развивать у учащихся творческое мышление;
способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей;
воспитательные:
способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
воспитать нравственные взгляды и убеждения;
способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.
Оформление и оборудование:
проектор
компьютер 
стенгазеты о математике, физике, химии и биологии
портреты великих ученых
 высказывания великих ученых
карточки с номерами от 1до3, карточки с буквами А,Б,В,Г;
листочки, карандаши;
карточки с анаграммами;
жетоны.
Место проведения: кабинет математики.
Практика рождается из тесного соединения физики и математики.
Бэкон Ф.
свет СолнцаИ снега лавиныПрирода сложна!..Но природа одна:Законы Природы – едины.
Ведущая: 
      Сегодня вы собрались на интеллектуальный турнир. Все вопросы и задания, которые будут представлены, связаны с математикой, физикой, химией и биологией. И участники игры готовы сразиться за звание «Эрудит», чтобы заявить о себе, о своих знаниях, эрудиции , смекалки, находчивости и каждый из них желает победить! Прошу участников представиться зрителям, сказать о себе несколько слов и о своих прогнозах (представление команд), поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри   Жюри у нас строгое, но справедливое! Есть у нас и наблюдатели для каждой команды.
Перед вами таблица испытаний. По  очереди выбираем задание, но работают сразу обе команды.  В добрый путь!
Зарядка для ума
Угадай мелодию
Аукцион терминов
Анаграмма
Блеф-клуб
Звездный час
Веселые нотки
Ералаш
        «Пятерка»   
Историческая сценка
Музыкальная пауза
Черный ящик
« Звездный час»
За правильный ответ 1 балл. 
     Перед вами портреты великих людей:   №1 Льва Николаевича Толстого, 
 №2 Михаила Васильевича Ломоносова и   №3 Александра Сергеевича Пушкина.
У вас карточки с номерами 1,2 и 3. Внимательно слушаете вопрос, подумайте, и по сигналу «Карточки» поднимите карточку с правильным ответом.  Время на обдумывание 10 сек.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
                                                                         № 1. Л.Н.Толстой
(Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый
интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)
2) С кем из них произошёл следующий случай:
« На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щё-
голь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда 
 Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает
туда!»
                                                                     № 2. М.В.Ломоносов
3)  Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифме-
тическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
                                                                          № 1. Л.Н.Толстой
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в
поэзии»?
                                                                     № 3. А.С.Пушкин
5) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?
                                                                       № 1. Л.Н.Толстой
 В Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов.
  Города Толстой пока ещё нет.
«Анаграмма»
Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
ЛЕБАГАР, ОЕКРЬН, ТЖЕОДОТВС, ОБРМ
ЗАКОПАТЕЛЬ, ЛОЕЦЕ, ПЕНЬСТЕ, НОЕБДРО
ЧАДАЗА,ЦЯИНКУНФ,МЕНПЕРНАЕЯ, ВАРУНИЕНЕ
 Время на задание 2 мин.
(Во время данного испытания проводится игра с болельщиками.  Болельщикам дают жетоны).
Игра с болельщиками
Назовите среднее арифметическое женщины и рыбы? (русалка)
Назовите среднее арифметическое ежа и змеи? (колючая проволока)
Назовите среднее арифметическое мужчины и коня ? (кентавр)
Что есть у каждого уравнения, слова, растения? (корень)
Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)
«Аукцион терминов»
Называем термины, начинающиеся на букву «Н» из математики, физики, химии и  биологии.  Например, неравенство.
(За каждый термин  1 балл).
«Веселые нотки»
Вспомнить песни с присутствием растений, животных, чисел и пропеть одну –две строчки. (За каждую песню 1 балл).
«Угадай мелодию»
Время на обдумывание 30 секунд.
1. Песня про рисунок в виде небесного светила.
2. Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели «Титаника».
3. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере.
4. Песня про отсутствие наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки.
5. Песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями.
6. Песня в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА.
( За правильный ответ 1 балл).
«Блеф-клуб» (Верите ли вы?)
Время на обдумывание 30 секунд. На листочках записывают ответ, наблюдатели следят.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать нужно словами: «Да», «Нет».
-Верите ли вы, что Рентген, открывая свои лучи, использовал в своих опытах жену?           «Да»
- Верите ли вы, что Ампер работал преподавателем в лицее?   «Да».
- Верите ли вы, что Ломоносов, когда шел пешком из Архангельска в Москву, изобрел велосипед?   «Нет»
-Верите ли вы, что можно вскипятить воду в бумажном стаканчике? «Да».
-Верите ли вы, что Менделеев не был членом Петербургской академии наук?« Да»
- Верите ли вы, что латунь называется так потому, что была получена в Тунисе и происходит от французкого «ля Тунь»? «Нет».
«Зарядка для ума»
Каждой команде задаются вопросы, за правильный ответ команда получает 1 балл.  Время на обдумывание 10 секунд
Вопросы для первой команды:
Какой газ называют «веселящим»? (Оксид азота).
Какой воздух легче- влажный  или сухой? Почему? (Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18г/моль, а воздуха 29г/моль).
Какое газообразное вещество необходимо для развития растений? (углекислый газ).
Прибор для измерения углов. (Транспортир)
К какому типу относятся млекопитающие? (Тип хордовые)
Вопросы для второй команды:
Что такое «царская водка»? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот).
Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и закроет доступ воздуха к керосину).
Какая часть головного мозга координирует движения животных? (Мозжечок)
Прибор для построения окружности. (Циркуль). 
Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?
(С горячей водой грелка охлаждается дольше).
«Пятерка»
Вопросы составлены по одному принципу: на каждый из них можно дать 5 или более ответов. Каждой команде задаются вопросы, за правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание 10 секунд.
Какие фигуры имеют название геометрических? (круг, квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм и др.)
Какие полезные ископаемые используются как топливо? (уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы)
Каковы первые цифры, составляющие знаменитое число «пи»? (3,1415)
Какими мерами длины в старину пользовались русские люди? (аршин, локоть, сажень, вершок, верста)
Какие химические элементы названы в честь выдающихся ученых?(кюрий, фермий, менделевий, лоуренсий, курчатовий, эйнштений)
Фамилиями  каких ученых названы законы физики? (Архимед, Ом, Бойль, Мариотт, Джоуль, Ньютон и др.)
    7.   Какие насекомые, несмотря на многовековую борьбу с ними человека, 
          обитают в его жилище?
             (таракан, клоп, моль, сверчок, муха, комар)
    8. Какие животные имеют сумку, в которой долгое время вынашивают                     
       детенышей? (кенгуру, коала, опоссум, крот, сумчатый волк, тушканчик и другие)
«Ералаш»   
Время на обдумывание 30 секунд. Команды поднимают карточки с буквами. За правильный ответ 1 балл.
1. Расположите в порядке возрастания развиваемой скорости следующих животных:
А. Слон;  Б. Гепард; В. Страус; Г. Жираф.
2.  Сколько острых углов в 2009 тупоугольных треугольниках:
А. 0; Б. 2009;  В.4018;  Г.6027.
3.  Расположите в порядке возрастания плотностей следующих веществ:
А. Водяной пар; Б. Вода ;  В. Лед; Г. Ртуть.
4.  Сколько корней имеет данное уравнение |x-4|=3
А. Один; Б. Три;  В. Два;  Г. Нет корней.
5. Расположите в порядке возрастания массы указанных величин:
А. Солнце;  Б. Земля; В. Молекула;  Г.Атом.
6. Расположите единицы измерения в порядке соответствия им физических величин 1) длина   2) объем   3) масса  4) сила.
А. Н (ньютон)  Б. кг.  В. м (метр)  С. л (литр).
7.  Расположите приборы в порядке измерения 1) длины; 2) температуры; 3) давления; 4) скорости.
А. термометр; Б. спидометр;  В. линейка; Г. Барометр.
8.  Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?
А. Нет, не изменились;   Б. Да, изменились;  В. Определенного ответа дать нельзя.
9.  Что такое 1/86400 части суток?
А. 1год; Б. 1 час;  В. 1 минута; Г. 1 секунда.
10.  При покупке стиральной машины  стоимостью 6500 рублей покупатель предъявил из газеты рекламу, дающую право на 5% скидку. Сколько он  заплатил за машину? 
А.325 руб;  Б. 3250 руб;  В. 6175 руб;   Г.  6495 руб.
11. Кто из ученых вошел в историю благодаря купанию в ванне:
  А. Паскаль;  Б.Евклид;  В. Ньютон;  Г. Архимед.
12. Масса Луны равна 7,35·1022 кг. Выразите массу Луны в миллионах тонн.
А. 7,35·1011мл.т; Б. 7,35·1013 мл.т; В. 7,35·1016 мл.т;  Г. 7,35·1019 мл.т.
13. В каком случае верно равенство   19+15=10?
14. Кто из великих ученых изображен на фотографии?
А.Декарт;  Б. Эйнштейн;  В.  Ньютон;  Г. Ломоносов
15. Расшифруете слова Галилея.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
«Черный ящик»
Ведущий: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.
Ведущий: /подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.
Ведущий: /подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
Ведущий: /подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
Ведущий: /подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.
Ведущий: /подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
              Подведение итогов.  Награждение команд и болельщиков.
Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали
участники игры, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку(победителю вручается жетон).
Игра с болельщиками
«Аукцион пословиц и поговорок»
Одна голова хорошо, а две - лучше.
Один в поле не воин.
Одна рука узла не вяжет.
Хвастуну цена – три копейки.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь – один отрежь.
На седьмом небе от счастья.
Семеро одного не ждут.
Одним махом семерых убивахом.
Лук от семи недуг.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ведущая:
Подведены итоги,        Награды вручены.        Конкурс наш закончен.        Активны были вы.                                  От игровых заданий к знаниям                                  Команды дружно шли.                                  Но главные победы,                                   Конечно, впереди!                                   Желаю вам, ребята,                                   Счастливого пути!
Приложение
Сценка .
Автор. Однажды в незнакомый город Приехал молодой Декарт. Его ужасно мучил голод, Стоял холодный месяц март. Решил к прохожим обратиться Декарт, пытаясь дрожь унять. 
Декарт. Где тут гостиница, скажите? 
Автор. И дама стала объяснять: 
Дама. Идите до молочной лавки, Потом до булочной. За ней- цыганка продает булавки И яд для крыс и для мышей. А дальше будут магазины. Найдете в них наверняка Сыры, бисквиты, фрукта, вина И разноцветные шелка. 
Автор. Все объясненья эти слушал, Декарт от холода дрожа. Ему хотелось очень кушать, Но звонкий голос продолжал 
Дама. За магазинами – аптека, Аптекарь там – усатый швед. И церковь, где в начале века Венчался, кажется, мой дед. 
Автор. Когда на миг умолкла дама, Вдруг произнес ее слуга: 
Слуга. Идите два квартала прямо И два направо. Вход с угла. 
 Автор. Да, помучился бедный Декарт. И скорее всего, согревшись в ресторанчике гостиницы, ему и пришла в голову мысль о необходимости создания прямоугольной системы координат.
Музыкальная пауза   «Школьные частушки»
Мы частушки вам споем
Все они прикольные.                                    
От души хотим шутить
Про науки школьные.
                        Я примерный ученик 
                        Всю таблицу знаю
                        5*5      25
                        6*6   не знаю.
        Мы на химии химичим,                                Знаю физики законы -         Ставим опыты отлично!                               Скажу вам без сомнения        Моем колбы без труда                                 Просыпаться мне мешают        Ждём реакции всегда!                                  Законы притяжения
Биология, ребята,Интереснейший урок!                  Только в этом кабинете                   На окне завял цветок!
              А директор нашей школы                                           Издал такой указ.   
              Кто получит сто пятёрок,                                             Он  нам премии раздаст.    
            Мы пропели вам частушки –          Хорошо ли, плохо ли.         А теперь мы вас попросим,         Чтоб вы нам похлопали!
Список литературы
Агеева И.Д. Математические забавы, или Вездесущая математика/Последний звонок №5 2005г
 Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс»2006 г.       
Кузнецова Л.Н. Предметная неделя физики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс»2007 г.       
Оникул П.Р.19 игр по математике:Учебное пособие._СПб.:Союз,1999г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://rupresentations.ucoz.ru