Метод рефлексивного и нерефлексивного слушания, как способ улучшения коммуникации между педагогом и учеником


Тема:
«Метод рефлексивного и нерефлексивного слушания, как способ улучшения коммуникации между педагогом и учеником»
Выступление на педсовете
Рыбакова Н.А. учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 20» г.Энгельс
Введение.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важно, чтобы их понимали, говорили с ними на одном языке, когда они говорят о каких-то своих проблемах, переживаниях, противоречиях, им важно быть услышанными. Проблема взаимоотношений поколений оставалась и остается актуальной во все времена. Существует два, казалось бы, близких понятия: «слушать» и «слышать». Однако это не одно и то же. К сожалению, достаточно часто люди, слушая, совершенно не слышат друг друга. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, понять эмоции человека, его чувства, почему он поступил так, а не иначе. Слушание эффективно в тех случаях, когда оно способствует продвижению педагога и ребенка или родителя и ребенка в понимании обсуждаемой проблемы, приводит к её решению или способствует установлению доверительных отношений между собеседниками. Эффективное слушание-это сложный волевой акт, требующий от педагога или родителя постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы ребенка. Умение слушать - это нечто такое, над чем зачастую мало кто задумывается. А ведь оно оказывает огромное влияние на отношения ребенка с окружающими, его успехи в учебе и личностный рост. Исследования умения слушать демонстрируют, что привычка невнимательно слушать окружающий мир и людей создает главные барьеры на пути к улучшению любых взаимоотношений. Слушание - это коммуникационная способность. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования. Это рефлексивное и нерефлексивное слушание. Далее мы более детально рассмотрим каждый из них при общении с ребенком.
Рефлексивное (активное) слушание
Рефлексивное слушание – это обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.[2] Т.е. это обратная связь с ребенком. Умение слушать рефлексивно помогает лучше понять ребенка, понять его проблемы. При активном слушании главная задача – именно понять ребенка, и дать ему знать об этом. Имеется в виду не только понимание слов, но и эмоциональное состояние школьника, его чувства, переживания. При активном слушании нужно не только повторить, что сказал собеседник, очень важным является обозначить при этом его чувство или состояние.[2]Ответы собеседнику по способу активного слушания показывают, что слушающий проникся проблемой говорящего и что он готов принять и разделить ее. Такое «сочувствие» производит на детей очень сильное впечатление. Ребенок в данном случае как бы понимает, что он не один, активным слушанием мы как бы даем ему знак, что мы разделяем его эмоции, что его проблема понятна нам и что она решаема. Ребенок, убедившись, что его слушают, начинает рассказывать все больше и больше. Он освобождается от многих отрицательных эмоций. Здесь вспоминается древняя мудрость, что горе, разделенное надвое, становится вдвое меньше.
Педагогам и родителям следует соблюдать некоторые правила при общении с ребенком методом активного слушания. Во-первых, очень важен контакт глаз. Ваши глаза и глаза ребенка должны находиться на одном уровне. Это показывает собеседнику заинтересованность и степень вовлеченности в разговор. Поза также является сильным сигналом для ребенка. Если она открыта и человек не занят какими-либо другими делами - это располагает ребенка к беседе. Во-вторых, если Вы беседуете с ребенком, который находится в очень подавленном состоянии, не следует задавать ему вопросов, лучше отвечать ему в утвердительной форме. Дело в том, что если собеседник начинает задать вопросы, у ребенка может сложиться впечатление, что все эти вопросы не отражают сочувствия, а являются лишь дежурными фразами.
Важно в этот момент находится на одной волне с ребенком. В-третьих, очень важно в ответе ребенку содержать обозначение его чувства или переживания.
Когда педагог или родитель начинает чаще использовать технику активного слушания, они, как правило, замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувственными к нуждам и горестям ребенка, лучше понимают его поведение. Со временем они начинают находить в себе больше терпения. Применяя ее к другим, мы понимаем, что эта техника меняет нас самих. В этом - ее чудесное скрытое свойство.[1]
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.[3] Это способ сосредоточенного внимательного педагога или родителя, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или собственные соображения по поводу беседы. Данный вид слушания предполагает наше невмешательство в ход мыслей ребенка и минимизацию наших ответов. Это могут быть нейтральные простейшие фразы, позволяющие выразить одобрение, интерес и понимание. Нерефлексивное слушание мы чаще используем, когда ребенок хочет обсудить наболевшие вопросы, справиться с проблемной ситуацией. Или когда он просто испытывает такие чувства как гнев или горе. В таких ситуациях требуется минимальный ответ.
Невербальными средствами, используемыми для нерефлексивного слушания, могут быть кивок или наклон головы, приближение к ребенку и другие проявления поддержки и желания слушать дальше. Подобные нейтральные реакции являются "открывающими", снимающими напряжение, вдохновляющими ребенка, стимулирующими его к высказыванию. Это гораздо эффективнее, чем простое молчание, которое ребенок может принять за незаинтересованность или несогласие.
В зависимости от обстановки нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение, поддержка. Одобрение - это готовность выслушать ребенка, положительно оценить его как личность со всеми его недостатками и достоинствами. Понимание - принцип хорошего слушания с помощью жестов, мимики и интонации можно показать, что слушатель понимает, о чём говорит собеседник, и сопереживает ему.
Заключение
Оба вида слушания рефлексивное и нерефлексивное создают доверительную атмосферу между педагогом и ребенком. В такой атмосфере легче решаются проблемы ребенка. Ребенок сам находит пути к решению своей проблемы, если он получает психологическую поддержку педагога или родителя. Когда педагог или родитель начинается пользоваться техникой активного слушания, они становится добрее и терпимее к окружающим, что является основными качествами при работе с детьми.

Список используемой литературы
1. . Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. М. : Гардарики, 2008.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.:АСТ, 2006
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.:АСТ, 2008
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.