Тест по биологии для 7 класса «Итоговая контрольная работа»


ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 7 КЛАССА.
Вариант 1.
Уровень А.
Выберите один правильный ответ и запишите соответствующую букву.
47301151790702825115179070Определите, для какого животного характерна радиальная симметрия тела?
82486571120а
б
в


Выберите верную последовательность стадий при развитии с полным превращением:
75692014605
25443714043744796790364490539115489585Усложнение организации животных связанно в значительной степени с формированием у них наружного и внутреннего скелета. Выпишите буквы, обозначающие животных, у которых в процессе эволюции сформировался наружный скелет:
в
б
а


У хордовых, в отличии от членистоногих скелет:
Прочный
Наружный
Внутренний
Хитиновый
Найдите признак, доказывающий усложнение млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
Появление шейного отдела
Рождение живых детенышей и вскармливание их молоком
Наличие внутреннего скелета
Наличие пищеварительной и кровеносной систем органов
У каких животных чаще всего сохраняется активность независимо от температуры окружающей среды?
У моллюсков и членистоногих
У хрящевых и костных рыб
У птиц и млекопитающих
У земноводных и пресмыкающихся
Какие факторы неживой природы наиболее существенно влияют на распространение земноводных?
Свет и давление
Численность насекомых
Содержание кислорода в воздухе
Температура и влажность
Что такое приспособление?
Ответ организма на действие раздражителей
Особенности животных, позволяющие им выжить в определенной среде обитания
Способность ориентироваться в пространстве
Способность восстанавливать утраченные части тела
Уровень Б.
При выполнении заданий установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Соотнесите название насекомого и заболевание, возбудителем которого он является. Полученные данные впишите в таблицу по образцу:
а б в г
? ? ? ?
А. чесоточный клещ 1. энцефалит
Б. вошь 2. чума
В. таежный клещ 3. тиф
Г. крысиная блоха 4. чесотка
Совместите название животного и изображение его сердца. Полученные данные впишите в таблицу по образцу (см.задание 9).
А. земноводное 1.
Б. пресмыкающееся 2 .
В. птица 3 .
Г. млекопитающее Уровень С.
Дайте развернутый или краткий ответ. Выполните от двух до четырех заданий (по выбору)
Объясните сходство зародышей позвоночных животных на начальных этапах эмбрионального развития:

Дайте полную классификацию животного по плану ( Царство, Тип, Подтип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид) Бурый медведь
В каком направлении шла эволюция органов дыхания? …………….......................................
Почему внутреннее оплодотворение и развитие зародыша в материнском организме наиболее совершенно? ……………………………………………………………………………
Приложение
План тестовой работы по биологии для учащихся 7 класса средней (полной) общеобразовательной школы
№ заданий Обозначения
в работе Единицы содержания Темы Уровни освоенной деятельности Уровень сложности задания Основные категории учебных целей Компетенции Форма задания Макс балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.)
1 А 1 Лучевая и двусторонняя симметрия Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Информированность Б Знание ИК З1 2
2 А2Развитее с полным и неполным превращением Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Осознанность Б Знание ИК З1 2
3 А3 Наружный и внутренний скелет животных Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Осознанность Б Знание ИК З1 2
4 А4Наружный и внутренний скелет Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Информированность Б Знание ИК З1 2
5 А5 Характеристика млекопитающих Позвоночные животные (Хордовые). Информированность Б Знание ИК З1 2
6 А6Взаимосвязи организмов и окружающей среды, теплокровность.
Позвоночные животные (Хордовые). Осознанность ППонимание ИК З1 5
7 А7Взаимосвязи организмов и окружающей среды; Позвоночные животные (Хордовые). Функциональная грамотность ППонимание ИК З1 5
8 А8 Приспособление Позвоночные животные (Хордовые). Информированность Б Знание ИК З1 2
9 В9Возбудители и переносчики заболеваний человека. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Информированность Б Знание КК З2 3
10 В10 Кровеносная система различных групп животных Позвоночные животные (Хордовые). Осознанность ППонимание КК З2 5
11 С11 Общность происхождения и эволюция животных Эволюция строения и функций органов и их систем. Частично поисковый В Анализ ИК КК КРП О 4 10
12 С12 Классификация млекопитающих Позвоночные животные (Хордовые). Функциональная грамотность ППрименение ИК КК О 3 5
13 С13 Эволюция органов дыхания Эволюция строения и функций органов и их систем. Исследовательский В Синтез ИК КК КРП О 5 15
14 С14 Преимущества внутреннего оплодотворения и развития Эволюция строения и функций органов и их систем. Частично поисковый В Анализ ИК КК КРП О 4 10
Всего заданий – 14, из них по типу заданий: А – 8 , В – 2, С – 4 ( выполняются 2 по выбору);
по уровню сложности: Б – 7, П – 4, В – 3.
Общее время выполнения работы – 70 минут.
Спецификация тестовой работы.
Назначение тестовой работы.
-оценить уровень учебных достижений в освоении предметного содержания, в овладении предметными умениями, выявить уровень сформированности компетенций.
Документы, определяющие содержание тестовой работы:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 No1236).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 No1089).
Условия применения.
Работа рассчитана на учащихся 7 класса, изучающих биологию по учебнику «Биология. Животные» автор Латюшин В.В и Шапкин В.А.
Структура работы.
По содержанию работа проверяет знание предметных понятий: лучевая и двусторонняя симметрия, приспособление, наружный и внутренний скелет животных, развитее с полным и неполным превращением; знание возбудителей и переносчиков заболеваний человека, усложнение организации животных в процессе эволюции;
Понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды, особенности строения кровеносная система различных групп животных:
Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
Умение объяснить общность происхождения и на примере зародышевого сходства, усложнение организации животных в процессе эволюции на примере перехода к внутреннему оплодотворению и развитию
Умение обобщить изученный материал на примере эволюции органов дыхания
По уровню сложности предложенных заданий в данной работе 50 % базовый , 29% - повышенный и 21% - высокий уровни.
Форма тестовых заданий: закрытая – 10 заданий, открытая – 4 задания.
Распределение заданий тестовой работы по содержанию
№ Тема Номер Число заданий Кол.часов по программе Процент заданий
1 Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. 1 2 3 4 9 5 20 36 %
2 Позвоночные животные (Хордовые). 5 6 7 8 10 12 6 22 43%
3 Эволюция строения и функций органов и их систем. 11 13 14 3 10 21 %
Распределение заданий работы по уровню сложности:
Уровень сложности Номер тестового задания Число заданий Процент заданий
Базовый 12 3 4 5 8 9 7 50 %
Повышенный 6 7 10 12 4 29 %
Высокий 11 13 14 3 21 %
Распределение заданий по видам проверяемой деятельности.
Виды проверяемой деятельности Номера тестовых заданий Число заданий Процент заданий на данный уровень сложности
Знание 1 2 3 4 5 8 9 7 50 %
Понимание 6 7 10 3 21 %
Применение 12 1 7 %
Анализ 11 14 2 14 %
Синтез 13 1 7 %
Распределение заданий по уровням освоенной деятельности.
Уровни освоенной деятельности Номера тестовых заданий Число заданий Процент заданий на данный уровень сложности
Информированность 1 4 5 8 9 5 36 %
Осознанность 2 3 6 10 4 29 %
Функциональная грамотность 7 12 2 14 %
Частично поисковый 11 14 2 14 %
Исследовательский 13 1 7 %
Распределение заданий по компетенциям.
Уровни освоенной компетенции Номера тестовых заданий Число заданий Процент заданий на данный уровень компетентности
Информационная компетентность 1 2 3 4 5 6 7 8 11 12 13 14 12 86 %
Коммуникативная компетентность 9 10 11 12 13 14 6 43 %
Компетентность решения проблем 11 13 14 3 21 %
Время выполнения работы.
На выполнение работы по биологии выделяется 70 минут. Кроме этого необходимо дополнительно – около 5 минут на организационный момент и 5 минут резервное время, общее время работы – 80 минут.
Система оценивания отдельных заданий и тестовой работы в целом.
№ задания Ответ Количество баллов
1 А 1
2 Б 1
3 Б 1
4 В 1
5 Б 1
6 В 1
7 Г 1
8 Б 1
Максимальное количество баллов за выполнение части А8
9 а б в г
4 3 1 2
2 правильных ответа – 1 балл
4 правильных ответа- 2 балла
10 а б в г
3 2 1 1
2 правильных ответа – 1 балл
4 правильных ответа- 2 балла
Максимальное количество баллов за выполнение части В4
11 1. Все зародыши на ранних стадиях развития сходны между собой это говорит о родстве сравниваемых организмов
2.Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить облик далекого предка
3.Ранние стадии развития зародышей сходны с рыбами (жаберные щели) – далекий предок рыба, в следующей стадии развития – сходство с тритоном, следовательно в ряду предков были тритоны
4.Стадии развития каждого эмбриона повторяет путь исторического развития организма Каждый правильный элемент ответа - 1 балл
Максимально – 4 балла
12 1.Царство Животные, Тип Хордовые, Подтип Позвоночные,
2.Класс Млекопитающие, Отряд Хищные ,
3.Семейство Медведи, Род медведь, Вид Медведь бурый Каждый правильный элемент ответа - 1 балл
Максимально – 3 балла
13 1.поверхность тела → дыхательная система (жабры → трахеи → легкие)
2.листовидные легкие → легкие (тонкостенные полые мешки) →появление в легких выростов и перегородок → легочные пузырьки (альвеолы), трахеи, бронхи
3.клеточное дыхание → участие крови в дыхании → появление дыхательных пигментов
4.дыхание без участия мышц тела → вентиляция легких движением грудной клетки → вентиляцию легких обеспечивает диафрагма
5.эволюция органов дыхания шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания
Каждый правильный элемент ответа - 1 балл
Максимально – 5 баллов
14 1.Внутреннее оплодотворение не зависит от наличия воды
2.Необходимо оплодотворение меньшего количества яйцеклеток
3.Лучшая сохранность молодняка в разнообразной обстановке
4. На свет рождаются вполне сформированные детеныши Каждый правильный элемент ответа - 1 балл
Максимально – 4 балла
Максимальное количество баллов за выполнение части СВыполняется два задания по выбору. Остальные по желанию учащегося. 16 баллов
Отметка «5» выставляется, если ученик получил за всю работу не менее 20 баллов и при этом получил:
Не менее 7 баллов за первую часть,
Не менее 3 баллов за вторую часть,
Не менее 8 баллов за третью часть
Отметка «4» выставляется, если ученик получил за всю работу не менее 11 баллов и при этом получил
Не менее 7 баллов за первую часть,
Не менее 3 баллов за вторую часть,
Отметка «3» выставляется, если ученик получил за всю работу не менее 8 баллов и при этом получил
Не менее 5 баллов за первую часть,
Дополнительные материалы и оборудование.
Не требуются