Рабочая программа. Окружающий мир. Система Занкова Л. В. 2класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от_________ № __________
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель
Крупнова Лидия Владимировна.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» во 2 классе разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, в редакции от 31.12. 2015 г № 1576); «Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области» (Протокол №1 от 08.04.16г.); ООП НОО МОУ «Гимназия №1»; основе примерной программы по курсу «Окружающий мир» в 1-4 классах, разработанной коллективом авторов: Н. Я. Дмитриевой,А. Н. Казаковым.(система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Учебная программа курса «Окружающий мир» 1-4 классах, разработана авторами Дмитриевой Н.Я, Казаковым А.Н., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л. В. Занкова. Содержание курса окружающего мира разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Важнейшие задачи образования в начальной школе формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Цели курса окружающего мира в начальной школе:
-- осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;
- ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня;
- развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
-формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
-формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-формировать общеучебные умения, воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; -воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
— формирование основ гражданственности;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Во втором классе – 68 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание программы (68 часов)
Общий взгляд на Землю (5часов)
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва — столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с контурной картой полушарий Земли.
Как изучают окружающий мир (9 часов)
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Правила организации учебного труда дома и в школе.
Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.
Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Коллективное исследование: определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии, исследование условий горения. Знакомство с лупой, термометром. Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14часов)
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли, форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса. Коллективное исследование по теме «Планеты Солнечной системы», индивидуальная исследовательская деятельность второклассников по выбранным ими темам.
Экскурсия в краеведческий музей.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня; за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков, наблюдения за фазами Луны.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные — пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоемах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода -растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода -одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение направления ветра с помощью флюгера. Индивидуальная исследовательская деятельность: «Зачем дует ветер».
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (18 часов)
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.
Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых растений и грибов. Индивидуальная исследовательская деятельность: «Ядовитые растения», «Развитие растения из семени на примере гороха»
Экскурсия в природу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, но природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
Требования к результатам освоения предмета к концу 2 класса
Общий взгляд на Землю
Ученик научится:
-называть материки и океаны, показывать их на физической карте.
Ученик имеет возможность научиться:
-рассуждать об изменениях облика Земли в историческом развитии, об отличительных особенностях разных океанов, знать о космонавтах.
Как изучают окружающий мир
Ученик научится:
-различать, что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
- что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
- устройство компаса и правила пользования им;
- три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;
-условия, необходимые для жизни растений и животных;
особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
-правила поведения в природе;
-измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
Ученик имеет возможность научиться:
-наблюдать, рассуждать делать выводы по изучаемым темам;
-различать вещества и тела;
-принимать посильные меры охраны природы.
Космос и Земля
Ученик научится:
-ориентироваться на местности относительно своего тела;
- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
знать, что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
Ученик имеет возможность научиться:
- отличать рельеф от ландшафта;
-знать названия линий на глобусе;
-знать строение Земли.
Взаимодействие сил природы
Ученик научится:
-знать причины смены времен года;
-знать тепловые пояса Земли;
-знать особенности земли как планеты
-значение воды в природе;
-свойства воды, состояния воды;
-свойства воздуха;
-изображать схему круговорота воды в природе.
Ученик имеет возможность научиться:
-различать айсберги;
-доказывать, что вода-растворитель, что такое фильтрование
-знать о подземных водах, о гейзерах;
-знать о составе и свойствах и движении воздуха;
-соблюдать правила поведения у водоема;
-знать об экологическим состоянием своей местности.
Живая природа
Ученик научится:
- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;
-приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
-ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;
-выполнять правила личной гигиены.
Ученик имеет возможность научиться:
-знать условия для прорастания семян и роста растений;
-знать о взаимосвязях растительного и животного мира;
-знать особенности размножения разных групп животных;
-составлять цепи питания.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Микрюкова И.Н. /
«_____» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №____ от «___» августа 2015г.
Руководитель ШМО
__________/_Бардадимова Н.В./
Календарно- тематический план
по окружающему миру
на 2016 - 2017 учебный год.
Номера
уроков
по порядку № урока
в разделе,
теме
Тема урока Плановые сроки
изучения
учебного
материала Скорректированные
сроки изучения
учебного материала
Общий взгляд на Землю (5 ч)
Человек и природа
1. 1. Наша Родина. Семья и труд. 01.09-09.09 2. 2. Загадки земли. Связь прошлого с настоящим. 3. 3. Россия – родина космонавтики. 4. 4. Материки и океаны Земли. 05-09.09 5. 5. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. Как изучают окружающий мир (9 ч)
Человек и общество
6. 1. Органы чувств человека. Правила гигиены. 12-16.09 7. 2. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.
Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. 8. 3. Правила организации учебного труда дома и в школе. 19-23.09 9. 4. Инструменты и приборы Назначение и устройство термометра. 10. 5. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учёба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя. 26-30.09 11. 6. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. 12. 7. Знакомство с лупой и термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. Знакомство с лупой и термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. 03.-07.10 13. 8. Вещества. Три состояния вещества в природе: твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. 14. 9. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. 117-21.10 Космос и Земля (14 ч)
Человек и природа
15. 1. Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. 16. 2. Луна- спутник Земли. 24-28.10 17. 3. Форма Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца. 18. 4. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. 31.10-03.11 19. 5. Область жизни на Земле. 20. 6. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам 07-11.11 21. 7. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу и местным признакам. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу и местным признакам. 22. 8. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Изготовление компаса.. 14.-21.11 23. 9. Представление о глобусе и географической кар Основные формы Земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. 24. 10. Основные формы Земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. 28.11-02.12 25. 11. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. 26. 12. Формы Земной поверхности, свойственные родному краю. 05.-09.12 27. 13. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. 28. 14. Экскурсия. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны, за погодой. 12-16.12 Взаимодействие сил природы (22 ч)
Человек и природа
29. 1. Тепловые пояса Земли. 30. 2. Смена времён года. Причина смены времён года. 19-23.12 31. 3. Влияние Солнца на сушу. 32. 4. Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные и искусственные. Правила безопасного пользования источниками воды. 28-30.12 33. 5. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег и лёд. 09.01 -15.01 34. 6. Свойства воды. Вода-растворитель. 35. 7. Очистка воды от примесей фильтрованием. Очистка воды от примесей фильтрованием. 16.01 – 22.01 36. 8. Вода одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
37. 9. Воздух. Представление о его составе. 23.01 – 29.01 38. 10. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. 39. 11. Определение свойств воздуха и воды. Определение свойств воздуха и воды. 30.01– 05.02 40. 12. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека 06.02 – 12.02 41. 13. Измерение температуры воздуха и воды. Измерение температуры воздуха и воды. 42. 14. Определение направления ветра с помощью флюгера. Определение направления ветра с помощью флюгера. 13.02 – 20.02 43. 15. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. 44. 16. Экскурсия к водоёму: наблюдения за состоянием водоёма в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоёма. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. 27.02 – 04.03 45. 17. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времён года. 46. 18. Круговорот воды в природе. 06.03 – 11.03 47. 19. Представление о стихийных бедствиях на Земле. 48. 20. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. 13.03 – 18.03 49. 21. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца. Воды, ветра и деятельности человека. 50. 22 Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. 20.03 – 25.03 Живая природа (18 ч)
Человек и природа
51. 1. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. 52. 2. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. 27.03 – 01.04 53. 3. Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. 54. 4. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) 03.04 – 10.04 55. 5. Проращивание семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях, наблюдения и уход за комнатными растениями.. Проращивание семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях, наблюдения и уход за комнатными растениями. 56. 6. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. 18-21.04 57. 7. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. 58. 8. Рассматривание и классификация плодов и семян, строение плода и корнеплода. Рассматривание и классификация плодов и семян, строение плода и корнеплода. 24.04 – 29.04 59. 9. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). 60. 10. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери). Разнообразие животных. 02.05 – 05.05 61. 11. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). 62. 12. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. 10.05 – 13.05 63. 13. Практическая работа. Правила поведения с домашними животными, наблюдения и уход, Изучение особенности внешнего строения различных групп животных. 64. 14. Изучение особенностей строения различных групп растений с помощью коллекций и гербариев.
Изучение особенностей строения различных групп растений с помощью коллекций и гербариев. 15.05 – 20.05 65. 15. Грибы съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов. Различение ядовитых грибов. 66. 16. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. 22.05 – 25.05 67. 17. Экскурсия в природу. Растения родного края. 68. 18. Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Красота и разнообразие природы России Итого часов В том числе:
По программе68 Выполнено СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_______________/Микрюкова И.Н.
«___»__________2016г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол №___от «___» ___________2016г.
Руководитель ШМО
______________/Бардадимова Н.В.