Самостоятельная работа как форма развития способностей обучающихся
Самостоятельная работа как средство формирования способностей обучающихсяОдно из главных требований, предъявляемых как развивающейся личностью, так и современным обществом к образованию, школе заключается в том, чтобы школа делала каждого человека способным учиться всю жизнь. Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь, образование в течение жизни должно быть непрерывным. На это делается акцент в докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»
Сегодня непрерывное образование всё ещё воспринимается как идея надстройки, дополнительного образования в тех случаях, когда основного не хватает. В новой же модели образование принципиально понимается как незавершенное. В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Одновременно это приведёт к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя и преподавателя, к резкому расширению его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся. Сегодня обучающемуся необходимо овладеть, самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем потоке научно - технической информации, обладать стремлением к постоянному самообразованию, самосовершенствованию. Ему необходимо самостоятельно находить нужную информацию, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать её. Обществу нужны высоквалифицированные, инициативные, творческие работники. Поэтому развивать у подрастающего поколения самостоятельность мышления, готовить к творческому самостоятельному труду - важнейшая задача современного образования.
Учить работать самостоятельно надо начинать как можно раньше, когда закладывается фундамент образования.
При этом необходимо поставить цель: создание условий для формирования способностей самоорганизации в процессе обучения, через включение обучающихся в систему самостоятельных работ.
Осуществить цель в педагогическую деятельность возможно путём решения таких задач:
1. Изучение литературы по данному направлению, разработка уроков, практических заданий через раздаточный материал
2. Создание системы самостоятельных работ и разработка её дидактического обеспечения (задания, лабораторные,практические работы)
3. Коррекция тематического планирования, поурочных планов
4. Реализация созданной системы самостоятельных работ
Для определения сущности самостоятельной работы важно выяснение того, что следует считать самостоятельным. В широком понимании любая деятельность ученика индивидуальна и в этом смысле самостоятельна. Одно из наиболее полных определений дал М. А. Данилов. Он считает, что самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется критичностью ума, способностью высказывать собственную точку зрения.
В дидактических и методических исследованиях нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Одни авторы указывают, что самостоятельной работой является выполнение какого - либо задания без посторонней помощи(О. А. Нильсон, П. И. Пидкасистый). Некоторые ученые подчеркивают активный, творческий характер действий учащихся (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов).
Проблема самостоятельной работы широко исследуется в педагогике( Е. А.Голант, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый и др.)
Под самостоятельностью понимается наличие у человека своего суждения и оценок явлений окружающей действительности, а также свобода в действиях и поступках, независимость от воли и влияния других.Самостоятельность - приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт.(Л. С.Выготский, Д. И. Фельдштейн)
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в учебной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.