Эссе Годы поисков, раздумий, открытий…
Районный конкурс педагогического мастерства «Созвездие – 2017»
Конкурсное испытание «Я – учитель» (эссе)
Атарова Ольга Васильевна,
учитель математики
МКОУ «СОШ №6»
г. Благодарный
Годы поисков, раздумий, открытий
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг
А.С. Пушкин.
Осторожно открываю дверь в кабинет математики. Всё перемешалось во мне: страх, желание, гордость, ответственность Студенческие годы позади - я ношу гордое звание «учитель»! Встречаю десятки любопытных глаз. Они изучают, сравнивают, ждут. Улыбнулась - дети тоже улыбаются. Напряжение спало
Я учитель... Вот и сбылась моя заветная мечта. Желание стать учителем у меня от мамы, которая преподавала русский язык и литературу в моей родной школе. А неравнодушное отношение к математике мне привила любимая учительница- Георгиева Найме Хамитовна. Каждый её урок был для меня открытием, завораживающим путешествием в мир точных наук. Влюбившись в предмет в школе, я без труда определилась с выбором будущей профессии. Знала точно: хочу быть учителем математики, мечтаю преподавать в своей родной школе. Представляю, что будет нелегко, но «дома» и стены помогают...
Первый год работы учителем математики стал для меня испытанием: необходимо было открыть в себе то, что позволит вести за собой моих учеников.
Математика - нужная, но в то же время очень сложная наука. Ученики никогда не полюбят этот предмет, если я ограничусь только решением стандартных задач с использованием формул. Именно поэтому я учу детей мыслить. «Не мыслям надобно учить, а мыслить» (И.Кант) – моя основная заповедь на уроке. Бесспорно, кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то мои уроки не прошли даром.
Прошло пять лет работы в школе. За это время в моей педагогической деятельности было всё: радости и огорчения, подъемы и падения, победы и промахи. Но я не сдавалась: искала, училась, ошибалась, начинала сначала, открывала для себя что-то новое.
Я стараюсь показать ребятам жизненность и актуальность предмета «математика», в каждом из своих учеников вижу, прежде всего, положительные качества и сильные стороны, пытаюсь уловить, что каждому из них интересно. Ведь если интересно, значит, есть шанс постепенно, шаг за шагом, вселить в ребенка веру в свои способности и силы, помочь ему осознать, что знать математику полезно и важно, что надо включить логику – и любая математическая задача не вызовет затруднения, запомнить алгоритм - и любое уравнение, даже самый сложный пример будут по плечу.
Мой, пусть еще и не очень большой, практический опыт учителя приводит меня к выводу, что нельзя усвоить знания по этому предмету без серьезных интеллектуальных усилий, нужно понимать и запоминать правила, держать эти знания в активной памяти на протяжении всего курса обучения. Понимая объективные трудности наших учеников, стремлюсь к большей наглядности, доступности в изложении материала, стараюсь разнообразить уроки. И тут уж без современных педагогических технологий не обойтись! По моему мнению, очень важное место в обучении математики занимает дифференцированный подход. И моя роль как учителя состоит в том, чтобы у каждого ученика возникло желание самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, открыть для себя неизвестные ранее знания, способы решения проблем и задач. В результате открытия истины зажжется искорка в глазах ученика, и он воскликнет: «Я нашёл решение!». Поэтому вновь и вновь сначала учусь, изучаю, исследую сама, а потом иду на урок. Иду на урок, чтобы учить математике, чтобы показать детям, насколько интересным, увлекательным, даже захватывающим может быть изучение алгебры, геометрии, чтобы превратить утомительное изучение сложного и скучного материала в приятную игру ума, иду, чтобы разрушить у школьников устойчивую неприязнь к занятиям математикой.
При планировании своих уроков исхожу из того, что и математика должна научить ребят ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих в современном мире. Ведь выбирать разные пути или варианты приходится и им. На моих уроках дети узнают, что найти правильный ответ на вопрос, выбрать из всех возможных комбинаций верную поможет комбинаторика. Простейшие комбинаторные задачи доступны пониманию школьников даже 5-6 классов. А какое удовольствие получают старшеклассники, разбирая такую важную для них комбинаторную задачу как составление школьного расписания!!!
Чтобы мои ученики осознали значение математической науки для человека, знакомлю их с математической логикой, элементами теории вероятностей и математической статистики. И здесь на помощь приходят смежные предметы школьного курса, примеры из жизни.
А кто усомнится в том, какой интерес вызывают у школьников математические игры, головоломки? Мои ученики с удовольствием их решают. И оказывается, что понять занимательные математические игры несложно, но чтобы научиться «правильно» действовать, то есть выигрывать, необходимо изучать свойства чисел. К такому открытию приходим мы с ребятами. И вот опять у них появляется стимул учить математические правила! И уже никто из моих подопечных не сомневается в правоте нашего великого ученого М.В. Ломоносова, так высоко оценившего роль сложной математической науки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Годы педагогического поиска помогли мне найти свой путь и в изучении геометрии. Я для себя решила, что знакомство учеников с геометрией надо начинать с истории. Рассматриваем с ребятами древние орудия труда и понимаем, что уже 200 тысяч лет назад они были сравнительно правильной геометрической формы. А украшения, одежда, жилище человека? Мои ученики с изумлением находят, что и они имеют ту или иную геометрическую форму. И вот еще одно важное открытие: геометрия несет в нашу жизнь гармонию, красоту.
На протяжении пяти лет работы учителем в школе, я изучала опыт педагогов-новаторов, многие идеи обучения я брала из предметно-методического журнала «Математика в школе». Большую пользу по организации преподавания, методов работы получаю, посещая вебинары, методические семинары, мастер-классы педагогов Благодарненского района.
Я и сейчас нахожусь в постоянном поиске. Ищу, апробирую пути, методы, приёмы, чтобы достучаться до каждого моего ученика. И всё больше понимаю, что не могу взять чей-то опыт в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь.
Время не стоит на месте. Сегодня система образования претерпевает серьезные изменения. В свете современного обучения стандартов второго поколения, работать в школе становится всё труднее и труднее. Но здесь трудятся неравнодушные люди, сознающие, что главная их задача
· содействовать развитию познавательных возможностей учеников, интеллектуальному росту подрастающего поколения.
Я учитель! Думаю, что хороший учитель, потому что ориентируюсь на учеников, таких разных, не позволяющих стоять на месте, заставляющих двигаться вперед
15