СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дементьева А.Е.,
мастер производственного обучения
ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум»
г.Белово Кемеровской области
e-mail:caana2012@mail.ru,
тел.: 89511706615
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию, получившую название информационное общество. Это общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.
Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы – духовные, интеллектуальные, культурные – служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Инновационное образование предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.
Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм».
Большинство педагогов под профессионализмом понимают:
– определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;
– способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;
– творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;
– высокий интеллектуально-личностный уровень развития;
– наличие ключевых квалификаций и компетенций.
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Инновация- это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество.
Целями инновационного образования являются:
– обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития
студента;
– создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
– научение методологии нововведений в социально-экономической и
профессиональной сферах.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы – духовные, интеллектуальные, культурные – служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования.
Итак, инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности.Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
• интенсивное развитие личности студента и педагога;
• демократизацию их совместной деятельности и общения;
• гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
• ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу
студента в формировании себя как будущего профессионала;
• модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Внедрение новых идей науки и перевод учебных заведений в новое качественное состояние, зависит от освоения новых образовательных технологий педагогами и от работы по переподготовке преподавателей. Судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования». Есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации – это: понимание, рефлексия и личностная подготовленность.
Инновационность в образовании означает реализацию трёх целевых установок в комплексе: формирование специальных знаний, умений и навыков; формирование профессионального мировоззрения; формирование личности студента средствами обучения. С позиции личностно-ориентированного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Только с этих позиций и можно относиться к студенту как партнеру педагогического общения, как самобытной и интересной для преподавателя личности.
Учебная деятельность студента определяется, прежде всего, мотивационной сферой его личности. Ведущими в учебной деятельности являются два типа мотивов - мотивация достижения и познавательная мотивация. Поскольку успеваемость студентов зависит не столько от природных способностей, сколько от развития учебной мотивации, а точнее - от профессиональной мотивации.
Рост уровня профессионализма связан с осмыслением и совершенствованием приемов и технологий реализации собственных функциональных обязанностей.
Такими характеристиками профессионализма являются:
– способность успешно выполнять профессиональную деятельность;
– подготовленность к стабильному продуктивному труду;
– профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей;
– творческое овладение исследовательско-инновационным стилем
профессиональной деятельности.
Важным условием развития инновационного типа мышления студентов является их участие в исследовательской работе. Исследовательская работа постоянно ставит студента в проблемную ситуацию, позволяет увидеть противоречия в исследуемых объектах, почувствовать проблемы, интенсифицирует работу интеллекта, развивая креативность мышления, воображение, любознательность, потребность в нестимулированном чтении профессиональной литературы, способность к саморефлексии.
Основными показателями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
Таким образом, инновационно-ориентированная среда колледжа и включение студента в приоритетные для него виды деятельности являются наиболее значимыми условиями формирования инновационных компетенций студентов, так как позволяют каждому студенту быть включенными во взаимодействие через создание, внедрение и рефлексию новшеств, осознавать себя как творческую индивидуальность в общественной, учебной и профессиональной деятельности.
При современных педагогических условия, которые способствуют формированию инновационного мышления участников образовательного процесса, мы видим ожидаемый результат программы развития – наш выпускник колледжа: успешен, конкурентоспособен, легко адаптируется к новым условиям. Для него значимы общечеловеческие ценности: доброта, гуманизм, справедливость, патриотизм, толерантность.