План-конспект урока по теме:Приёмы работы с акварелью


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»
 
 
План конспект
по изобразительному искусству
Тема: «Приемы работы с акварелью»
Автор: Жернова С.А.
Преподаватель изобразительного искусства
 
 
Г.ТОМСК
2015 ГОД
Задачи:
Формирование навыков работы акварельными красками.
Научить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
Формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства .Цели:
Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
Наглядное оформление и оборудование:
Для учителя- репродукции, методические пособия.
Для учащихся- художественные материалы для работы: кисти, акварель, акварельная бумага, палитра, карандаш простой, ластик.
План урока:
Организационный момент
Сообщение темы и цели занятия
Беседа
Актуализация новых знаний, погружение в занятие
Самостоятельная работа учащихся
Анализ работ
Итог урока
Ход урока:
Организационная часть: отметить отсутствующих.Проверить готовность к уроку.
Вводная беседа:
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи:
“Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”. Автор: Эжен ДэлякруаХочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом. Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи: Во-первых, цветом можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира; Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.В-третьих, цветом можно мыслить и вылеплять форму предмета, передавать фактуру и объем.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:- объем предметов натюрморта;- фактуру предметов (их материальность);- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными красками. Первый метод – “по сырому” (а 1а prima). Это живопись по сырому, написанная в один сеанс. Эта техника означает писать сразу, без дальнейших капитальных перемен. По этому метода каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, потом художник, принимая во внимание общее, переходит к следующей детали и так далее. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод часто используют при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения. Этим, возможно, нужно объяснять расцвет техники а-ля прима в практике художников конца XIX и XX столетие, когда относились задачи пленера. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность цветистых звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. Второй метод – лессировок. Метод лессировки как метод многослойной живописи широко применялся» в практике акварелистов XIX и начала XX столетие. Ими созданы замечательные произведения, которые покоряют нас легкостью, общей тональной целостностью и цветовой гармонией. Этим методом с большей или меньшей последовательностью пользуются и теперь. Метод лессировки основан на использовании прозрачности краски, ее свойства менять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный пласт. Чтобы нижний пласт не размывался, перед дальнейшим перекрытием ему дают хорошо просохнуть. Заметим, что изменения цвета могут состоять в развитии одного цветового тона — от слабо насыщенного к более насыщенному, а также в образовании сложных составляющих тонов; например, перекрывая желтый прозрачным синим, получим цвет с зеленым оттенком, красный желтым — с оранжевым оттенком и т.д.
В отличие от механического смешивания, изменение цвета путем наложения одного прозрачного слоя на другого базируется на законе оптического составления цветов.
Получение сложных цветов методом лессировки имеет свои пределы. Нельзя, например, получить насыщенным, ярким по силе зеленый, оранжевый или фиолетовый. Поэтому, работая методом лессировки, нет потребности искать обходные пути для получения цветов, которые есть в палитре или которые можно получить путем простого смешивания красок.
Итак, при методе лессировки глубина и насыщенность цветового тона, его общая сила достигаются путем последовательного перекрытия прозрачного слоя, который просох, прозрачным же пластом краски.
Третий метод – комбинированный. Это когда используется несколько разных приемов работы акварелью.
Самостоятельная работа учащихся
Сначала делаем набросок – тонкой линией карандаша намечаем предметы и драпировки. Располагая изображение на листе, выявляя пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Линия карандаша должна быть очень тонкой, еле заметной, что бы не просвечивала через краску. Пользоваться ластиком не желательно, так как он портит структуру бумаги, и краска ляжет не ровно. Затем учащиеся приступают к работе цветом. Педагог в это время следит за правильностью выполнения работы, помогает исправить ошибки и добиться желаемого результата.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Просмотр
В конце урока выставляются все работы, и коллективно с учениками подводятся итоги проделанной работы. Акцентируется внимание на композиционное, цветовое решение, технику исполнения.
Критерии оценки работ:
Эстетически аккуратно выполненная работа
Грамотное композиционное и цветовое решение
Итог урока
Заполнение учителем классного журнала, выставление озвученных оценок учащихся, при необходимости внести разъяснение.
Уборка рабочих мест учащихся.