Конспект урока по теме Блуждание среди света и тьмы по произведению В. Шаламова Последний бой майора Пугачева
Конспект открытого урока
по русской литературе в 8 классе
Тема урока: Блуждания среди света и тьмы
Цели: 1) познакомить учащихся с рассказом В.Т. Шаламова «Последний день майора Пугачёва»;
2) определить тему, идею, проблему произведения;
3) соотнести собственную интерпретацию текста с авторской позицией.
Ход урока:
I. Слово учителя. До чтения.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством В.Т.Шаламова, с его рассказом «Последний бой майора Пугачёва». Данный рассказ взят из сборника «Колымские рассказы» (1954 – 1962). Эта книга является главной книгой писателя.
II. Формулирование темы, идеи, проблемы произведения.
Учитель. – Какие ассоциации у вас возникают при прочтении названия произведения?
Рассмотрим иллюстрацию к рассказу на с. 108. Как иллюстрация соответствует названию произведения? Каковы ваши впечатления от прочитанного?
- Какая формулировка темы рассказа представляется вам наиболее точной? Объясните свою точку зрения. (варианты темы на слайдах)
- Какова идея произведения? Проблема произведения? (ответы учащихся).
III. Комментированное чтение. Работа в парах. Во время чтения.
а) Зачитывается отрывок из текста (Они не были ни врагами_
- Чем ,точки зрения автора, отличались заключённые-репатрианты от заключённых 30-х годов?(значение слова на слайде). Найдите отрывок в тексте, где Ш. говорит нам о репатриантах? (Один ученик зачитывает: «На смену им после войны».
б) Найдите в данном отрывке ключевые слова и выражения текста. (они не были ни врагами власти, ни госуд. преступниками, они не поняли, почему им надо умирать, разобщённые, выучились не заступаться друг за друга, полное растление души, репатрианты, живые мертвецы, уцелевшие «аборигены»). Выпишем на доске самые важные слова (разобщённые, полное растление души, репатрианты, живые мертвецы).
в) -Почему Ш. выбрал фамилию Пугачёв?
г) В тексте есть отрывок, который потрясает любого читателя. Это поведение новичков Как они себя ведут? Почему? (зачитать отрывок «Как рассказать им)
(слайды о голоде).
IV. Обсуждение рассказа. После прочтения.
- За что вёл свой «последний бой» майор Пугачёв? Почему он думал о своих соратниках и не выдавших его заключённых, оставшихся в живых, как «о лучших в его жизни»? (бой майора П. –это бой за своё человеческое «я», когда человек отстаивает своё право на собственное достоинство, на собст. выбор с оружием в руках).
- Какие черты человеческого характера представляются автору наиболее ценными? (умение понимать друг друга, поддерживать, а также порядочность и вера в людей).
- Почему майор П. покончил жизнь самоубийством? (П. хотел быть вместе с товарищами, хотел разделить их судьбу. Для него возвращение в лагерь – это смерть физическая и духовная. Он приобрёл желанную свободу. Он простился с теми, кого любил).
- Рассказ «Последний бой» - трагический рассказ с трагическим финалом. Можно ли утверждать, что его автор сохранил оптимизм и веру в человека?(он своей смертью сохранил веру во что-то хорошее).
V.Творческое задание. Работа в группах.
Составьте монолог от имени майора Пугачёва, используя материал на с.117-118.
VI. В.Т.Шаламов. Биографическая справка. (рассказывает Фролова А.)
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Что полезного мы узнали с вами на уроке?
Учитель зачитывает отрывок стихотворения В.Шаламова из сборника «Колымские тетради».
VIII.Домашнее задание: читать «Русские женщины» Н.А.Некрасова.