Сценарий внеклассного мероприятия по теме: « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».


Сценарий внеклассного мероприятия по теме: « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Цели и задачи: стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
Обобщить знания учащихся 8 класса о химических элементах Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Оборудование: маркеры, цветная бумага, таблица « Периодическая система химических элементов», мультимедийный проектор, компьютер, презентация . «Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем».
Д.И.Менделеев
I. Организационный этап
Термометр. Приветствие, создание позитивной рабочей атмосферы. Учитель просит улыбнуться и сказать друг другу комплимент.
Упражнение «Ожидание,опасения.»
На разноцветных листочках с клейкой основой записать свои ожидания или опасения (зачитывать будут после окончания игры).
Ход игры
1. Реклама;
2. Химия-загадка;
3. Блиц-турнир;
4.Эстафета:
5. «Не ошибись!»
6.Конкурс капитанов;
7. Мир пантомимы;
8. Черный ящик.
Желаю всем удачи в игре!
Ведущий:
Мир сложен. Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы является гений
И в хаосе этом находит порядок.
1марта 1869 году Д.И.Менделеев открыл периодический закон.
Хорошо ли мы знаем таблицу х.э.Д.И.Менделеева?
Начинаем игру, чтоб ответить на этот вопрос.
Презентация. Слайд1 ( Стихи)
В простых и сложных веществах
Все элементы изучались.
И сочетания в телах
Веками лишь распознавались.
В разнообразии они
Черты подобий проявляли.
И люди не одной страны мечтали,
Сходства все искали.
Тем занимались Деберейнер,
И Ньюленд,и де Шанкуртуа.
Группировал их Лотар Мейер,
А также Глимин и Дюма.
Никто, однако, не открыл
Того, что обнаружил гений.
Провидец мир весь поразил,
Проникнув в сущность изменений.
Закон периодов нашел
Великий химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он все науки корифеев.
Своей системой показал
В различьи элементов сходство
И этим меру доказал
Науки русской превосходство.
1. Приветствие команды. Реклама.
По одному участнику от команды получают задания, пройти тест за компьютером (презентация), время неограниченно.
2. Химия- загадка. Слайд 2.
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг.
Он - наш лучший друг.
Если в атом он попал,
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
Очень положительный,
С массою внушительной.
А таких, как он ,отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его - нейтрон…
Догадались: он -…! ( протон)
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион…
А я нейтральный и зовусь…! (нейтрон)
Гость из космоса пришел,
В воде приют себе нашел. ( водород)
Он безжизненный зовется,
Но жизнь без него не создается. ( азот)
Ему не страшно окисленье,
Пластичностью непревзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только раствориться
В «царской водке» целиком. ( золото)
Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи
И в простом карандаше
Его встречаем даже. (углерод)
Достоин тот газ удивленья,
Его принимают сейчас
Для резки металлов, в сталеварении
И в доменных мощных печах.
Берет его летчик в высотные дали,
Подводник с собою берет.
Вы, верно, уже угадали,
Ведь это газ ….! ( кислород)
Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий,
В двенадцатой клетке стоит. ( магний)
У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. ( мышьяк)
3. Блиц- опрос. Слайд 3
(Командам по очереди задают вопросы, если команда не может дать ответ или ответ неправильный, то отвечает команда соперников.)
I команда
1. Сформулировать Периодический закон.
2. Что Д.И.Менделеев положил в основу классификации элементов?
3. Как называется вертикальный ряд элементов П.С.Х.Э.?
4. Сколько периодов в П.С.Х.Э.?
5.Как изменяются металлические свойства элементов в главной подгруппе с увеличением заряда ядра атома?
6. Номер периода в П.C.Х.Э. указывает …?
7. В какой группе находятся щелочные металлы?
8. Агрегатное состояние (н.у.) брома?
9.Какой класс соединения образуется в результате взаимодействия металла с галогеном?
10. Элементы VIIA группы проявляют металлические или неметаллические свойства?
II команда
1. По какому принципу Д.И.Менделеев расположил элементы в П.С.Х.Э.?
2. Горизонтальный ряд элементов называют…?
3. Сколько групп в П.С.Х.Э.?
4. Что указывает на число электронов в атоме?
5. Какие свойства проявляют элементы IA группы?
6. Какой инертный газ содержится в воздухе?
7. Формула фтора?
8. Как изменяются металлические свойства элементов в периодах?
9.Состав атома.
10. Изотопы это …?
4. Эстафета. Слайд 4
На доске записаны электронные формулы химических элементов. В эстафете принимают участие по 6 участников от каждой команды. Оценивают правильный ответ и время.
5. « Не ошибись!»
По 8 участников в каждой команде становятся в шеренгу. Ведущий называет элементы. Участники определяют элементы по свойствам Ме или неМе. Если Ме- «хлопок» над головой, неМе- «хлопок» перед собой. Кто ошибается, выходит из шеренги.
I команда: барий, сера, медь, железо, водород, олово, азот, цинк.
II команда: литий, кислород, магний, хлор, неон, кальций, алюминий, серебро.
6. «Пантомима»
Каждая команда получает шифрограмму. Необходимо расшифровать и показать.
( игра со зрителем)
1.P, O ,Ph, Mg, U, Li ,Al ;
2 Mg, Al , He, N I ,Te;
3 Ag, Te, Mg, O ,S, P, Er, Ra ,Al ;
4 In, Au, Sn, Te, Sn, Pt, In .
(формула, магнит, атмосфера, изотопы).

7. Конкурс капитанов.
Капитаны получают задания.
№1. Химические элементы А, B ,С находятся в одном периоде П.С.Х.Э.. Химические элементы А и B образуют простые вещества и входят в состав воздуха. Объемная доля части в воздухе I вещества – наибольшая, объемная доля II = 1/5 части воздуха . Валентность химического элемента С в высших оксидах равна его валентности в водородном летучем соединении. Известно, что на один атом С приходится два атома элемента B. Назвать каждый элемент и написать формулы веществ, о которых идет речь. ( А- азот,B- кислород, С- углерод; N2,О2, СO2)
№2. Химические элементы А,B, С находятся в разных периодах и разных группах П.С.Х.Э.. В состав ядра атома элемента А входят 29 протонов и 35 нейтронов. Это широко используемый металл. Химические элементы А и B образуют 2 оксида, в которых А проявляет валентность I и II. В результате взаимодействия простого вещества элемента С и высшим оксидом элемента А, можно получить цветной металл. Назвать элементы. Написать уравнение реакции, о которой идет речь.
( А- медь, B- кислород, С- водород: CuO + H2=Cu+H2O)
8. Черный ящик
Командам по очереди задают вопросы, чтобы определить, что в черном ящике.
Iкоманда
1.В организме человека его содержится около 3г. из них примерно 2 г. в крови.
2. По распространенности в Земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век.
Ответ: железо
IIкоманда
1. В организме животных этот химический элемент сосредоточен главным образом в скелете, мышцах и нервной ткани. Тело человека содержит около 1.5 кг этого элемента.
2. Знаменитый ученый химик, биолог, географ, долгое время живший в Крыму – А.E.Фереман назвал этот элемент - элементом « жизни и мысли», т.к. углеводный обмен в клетках мозга невозможен без него.
3. Этот химический элемент имеет важнейшее значение в жизни растений. Он «отвечает» за их развитие, цветение, плодоношение. Недостаток его приводит к появлению на листьях растений фиолетовых прожилок.
Ответ: фосфор

Рефлексия. Зачитать ожидания и опасения… Слайд 5
Подведение итогов